Л.С. Выготским была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка

Согласно идее Выготского наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта вызывает выпадения не одной функции, а приводит к целому ряду отклонений

В результате возникает целостная картина своеобразного атипичного развития.

Сложность структуры аномального развития заключается в наличии (1) первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и (2) вторичных нарушений

Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития

1 пример: нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата и являющееся первичным дефектом

В данном случае появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия.

Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи.

И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие наступает немота -- вторичный дефект.

Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

2 пример: интеллектуальная недостаточность возникла в результате первичного дефекта -- органического поражения головного мозга

Интеллектуальная недостаточность порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов

Данное вторичное нарушение проявляется в ходе социального развития ребенка.

Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: