Согласно идее Выготского наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта вызывает выпадения не одной функции, а приводит к целому ряду отклонений
В результате возникает целостная картина своеобразного атипичного развития.
Сложность структуры аномального развития заключается в наличии (1) первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и (2) вторичных нарушений
Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития
1 пример: нарушение слухового восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата и являющееся первичным дефектом
В данном случае появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия.
Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи.
И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие наступает немота -- вторичный дефект.
Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
2 пример: интеллектуальная недостаточность возникла в результате первичного дефекта -- органического поражения головного мозга
Интеллектуальная недостаточность порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов
Данное вторичное нарушение проявляется в ходе социального развития ребенка.
Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.