Социологическая теория Герберта Маркузе направлена выявление роли и значения научно-технического прогресса; трансформация личности и социального характера; изменение социальной структуры, системы доминирования и власти.
Техника, технологический аппарат производства определяют, согласно Г. Маркузе, облик и процессы индустриального общества.
Механизированное и стандартизированное производство, требования его функционирования навязывают соответствующие экономические и политические ограничения на труд, досуг, на материальную и интеллектуальную культуру.
В силу специфичности того способа, каким индустриальное общество организует свою технологическую базу, оно становится тоталитарным. Тоталитарными являются не только специфические формы правительства или стоящие у власти партии, но также и специфическая система производства и распределения, которая вполне совместима с «плюрализмом» партий, газет, «уравновешивающих сил».
Политические силы, считает Маркузе, утверждают себя через свою власть над технологическим процессом и технической организацией аппарата управления. Правительства индустриальных обществ только тогда могут защитить и утвердить себя, когда они в состоянии мобилизовать, организовать и использовать технические, научные и производственные возможности цивилизации. И эти возможности мобилизуют общество в целом, независимо и помимо индивидуальных или групповых интересов. Все это делает технику, как считает Маркузе, наиболее эффективным политическим инструментом в любом обществе, в основе которого лежит механизированное и стандартизированное производство. Технический производственный аппарат имеет тенденцию становиться тоталитарным в такой степени, что определяет не только социально необходимые профессии, но также и индивидуальные потребности и ожидания. Это уничтожает противоположность между частным и обществественным существованием, между индивидуальными и социальными потребностями.
|
|
Технология не является нейтральной. Технологическое общество - это система господства.
Технологическая рациональность определяет классовую структуру индустриального общества, характер отношения между классами и социальными группами, а также принципы организации и управления на производстве. Иерархизированное господство превращается в администрирование.
В иерархизированных кругах научных лабораторий, исследовательских институтов и национальных правительств действительные цели и источники эксплуатации скрываются за фасадом объективной рациональности. Капиталистические боссы и владельцы предстают как бюрократы. Господство осуществляется через руководство общественным и частным правлениями, советами директоров, профсоюзов и т. д., через баланс интересов частных и общественных корпораций, через установление баланса интересов владельцев и служащих. «Рабы развитой индустриальной цивилизации, - писал Г. Маркузе, - это социально и культурно развитые рабы. Но они все-таки рабы, поскольку рабство это существование в качестве инструмента». И ни частичная национализация, ни расширение участия представителей наемного труда в управлении и прибылях не изменит, по убеждению Маркузе, эту систему господства, покуда сам труд является ее опорой и утверждающей силой.
|
|
Однако это не ведет к радикализации позиции рабочего класса или к усилению его политической активности. Все происходит ровно наоборот. Г. Маркузе считает, что рабочий класс под влиянием технологического процесса решительным образом трансформируется. Возможно выделение нескольких основных факторов трансформации.
Во-первых, механизация и автоматизация уменьшают количество и интенсивность затрачиваемой в труде физической энергии. Механизация и автоматизация трудового процесса облегчают труд в чисто физическом смысле слова, но его отупляющее порабощение усиливается благодаря увеличению скорости трудовых операций, машинному контролю, причем не посредством готового произведенного продукта, а посредством жесткого алгоритма операций, изоляции рабочих друг от друга. Постороннему наблюдателю за работой на конвейере может показаться, что совместная расчлененная работа приводит к появлению «нового общего климата», установлению более крепких солидаристских отношений. Но это не так, технологическое единство не создает единства психологического. Рабочий расходует уже не столько свою физическую, сколько психическую и умственную энергию. Характер его эксплуатации практически не отличается от характера эксплуатации машинистки, банковского служащего, продавца, теледиктора.
Во-вторых, стандартизация и рутинизация объединяет производственные и непроизводственные процессы. Ассимиляционный процесс изменяет систему профессиональной стратификации. В ключевых индустриальных областях «голубые воротнички» численно уменьшаются в сравнении с «белыми воротничками», количество непроизводственных рабочих увеличивается. Изменение системы стратификации отражает изменение в характере труда рабочего. Машинная технология все больше порабощает рабочего, сводя на нет социально-профессиональную автономию рабочего класса и интегрируя его с другими профессиональными группами.
Эти изменения в характере труда и роли орудий производства, отмечает Маркузе, изменяют установки и сознание рабочего, что проявляется в социальной и культурной интеграции рабочего класса не только в систему капиталистического производства, но и в общество в целом. В связи с этим Маркузе задается вопросом: затрагивает ли это изменение также и сферу политического действия? И предлагает следующий ответ. Ситуация противоречива, так что можно констатировать две противоположные тенденции.
С одной стороны, налицо негативные черты автоматизации: интенсификация труда, технологическая безработица, усиление позиций управленческого аппарата, увеличивающееся бессилие и смирение части рабочих, уменьшение возможностей вертикальной мобильности. С другой стороны, налицо противоположная тенденция: та же самая технологическая организация создает общность в труде (трудовое сообщество, коллектив), генерирует еще большую взаимозависимость, которая интегрирует рабочих с заводом. Рабочие заинтересованы в том, чтобы участвовать в принятии решения по различным проблемам производства и технологического процесса, они готовы отдавать свое умение. Это снижает уровень радикализма рабочего класса, поскольку он уже не противостоит существующей социальной и экономической организации общества.
|
|
Однако обусловленная процессом автоматизации тенденция к интеграции и инкорпорации рабочего класса в существующую систему, к снижению уровня его политического радикализма, по мнению Маркузе, приведет в перспективе к ликвидации существующей социальной системы.
Автоматизация - это более, чем просто количественный рост механизации, она означает фундаментальное изменение в характере главных производительных сил; в пределе она несовместима в обществом, основывающимся на частной собственности и эксплуатации человеческого труда в процессе производства. Автоматизация создает условия, которые позволят разорвать цепи, привязывающие человека к машине, являющейся механизмом его порабощения. Полная автоматизация в сфере производства создает, по мнению Маркузе, свободное время как такое социальное измерение, в котором частное и социальное человеческое существование будет само себя конституировать. Это будет означать исторический переход к новой цивилизации.
Переход к новой цивилизации будет осуществляться не на основе политического действия рабочего класса и шире - политического действия людей наемного труда. Этот переход будет результатом высвобождения подавленных поздним индустриальным обществом сексуальных влечений и энергии неинтегрированных в общество маргинальных групп. Надежды на освобождение и построение новой цивилизации Г. Маркузе связывает с сексуальной революцией, авангардистским искусством, а также с такими группами, как молодежь, люмпены, национальные меньшинства, не включенными в современное общество и еще не ставшими жертвой «репресивной структуры влечений».