Теории развитого индустриального общества.
XX в. получила «новую жизнь» теория индустриального общества.
Сейчас трудно представить себе, какие поистине революционные трансформации претерпела жизнь и среда обитания человека, в том числе его бытовая среда, в середине XX в., по сравнению с ситуацией начала XX в. Более того, для большей выразительности можно сблизить точки сравнения: 30-е годы -60-е годы. Эти три десятилетия вместили в себя «слишком много». Прежде всего - ужас Второй мировой войны с ее совершенно новыми техническими средствами тотального разрушения: авиацией и массированными налетами, массовыми сражениями, применением ядерного оружия. Авиация, автомобили, телефон, телевидение - все это стало массовым на протяжении жизни одного поколения. Эти новые технические возможности радикальным образом изменили отношение к пространству и времени, создали новые коммуникативные системы, новые типы поведения как в трудовой, так и в бытовой сферах и в сфере отдыха, сформировали новые типы потребления, новые рынки товаров. Радикальным образом изменилась сфера труда и производства. Появилась совершенно новая номенклатура товаров; были созданы новые профессии.
|
|
Проблема отношения науки и техники, с одной стороны, и социальной и культурной подсистем общества - с другой, стала главной для этих теорий.
Теории развитого индустриального общества Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно
НТП как основа социальных трансформаций в развитом индустриальном обществе.
Концепция прогресса, бывшая одним из ключевых моментов теорий индустриального общества классической социологии, была сформулирована в рамках философии Просвещения, увязавшей его с увеличением объема знания и развитием науки. Наука и знание рассматривались как безусловное благо, рост которого и должен привести человечество к материальному благосостоянию, политической и духовной свободе.
В рамках Просвещения формируется специфическое отношение человека и природы, человека и общества. Это отношение Хоркхаймер и Адорно характеризуют как устремление к власти и доминированию над природой и обществом посредством науки и знания. Специфика позиции Хоркхаймера и Адорно, ее новизна по сравнению с теориями классической социологии в вопросе господства, насилия и эксплуатации состоит в том, что эти отношения рассматриваются как укорененные в обществе как целом, а не как отношения между классами или группами, не как доминирование одной группы над другой. Господство носит тоталитарный характер в том смысле, что предстает как доминирование целого общества над отдельным человеком и осуществляется в безличных формах системы и формулах науки; оно оплачивается отчуждением человека от порабощаемых им объектов.
|
|
Масштабом оценки для человека становится самосохранение, удачное или неудачное исполнение функции, соответствие тем ожиданиям, которые ею задаются. Все, выпадающее из заданных образцов поведения, подавляется коллективом, осуществляющим надзор. Культура также оказывается колонизированной научно-техническим разумом, как и сфера социального. Теория культуры становится поэтому у Хоркхаймера и Адорно важнейшим компонентом теории индустриального общества.
«Кулътуриндустрия» как теория культуры
Главным в понимании культуры индустриального общества является то, что она существует как культуриндустрия, основной целью которой является подчинение человека и тотальный контроль над индивидуальным сознанием и обществом в целом.
Кино и радио уже не выдают себя за искусство. Они являются — бизнесом. Они сами себя называют индустриями, и публикуемые цифры доходов их генеральных директоров устраняют всякое сомнение в общественной необходимости подобного рода готовых продуктов.
По мнению Хоркхаймера и Адорно, очевидна зависимость культуриндустрии от наиболее могущественных секторов индустриального производства - металлургии, нефтедобычи, энергетики, химической промышленности, по сравнению с которыми монополии в области культуры выглядят слабыми и зависимыми. Культуриндустрия производит столь же стандартизированную продукцию как и другие сектора экономики. На все накладывается печать единообразия. Кино, радио, журналы складываются в систему, каждый раздел которой и все они вместе выказывают редкостное единство формы, взглядов и стиля. Идентичные программы радиостанций, бесконечные «мыльные оперы», «оскорбительные адаптации» классических произведении и т. д. и т. п. - такова основная продукция культуриндустрии.
Сращивание культуры с развлечением приводит не только к деградации культуры, но и к попыткам «одухотворить» развлечение.
Развитое индустриальное общество середины XX в. - это общество, в котором возможность стать свободным социальным и экономическим субъектом, собственником, уже полностью ликвидирована. Развитое индустриальное общество - это капиталистическое общество с присущими ему формами собственности, насилия и эксплуатации.