Тема 3. Личностный и профессиональный рост консультанта

Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы

· Личностные качества, необходимые психологу-консультанту

· Модель "Окно Джохари"

· Образование психолога-консультатнта

· упервизия

· Взаимоотношения психолога и клиента (К. Роджерс)

Методические рекомендации по изучению темы.

Эффективность консультирования зачастую обусловлена не только профессиональными навыками консультанта, но и его личностными качествами. Р. Кочюнас (М., 1999), проанализировав различные точки зрения специалистов, предлагает модель личности эффективного консультанта и рассматривает факторы, которые могут способствовать основу этой модели:

· аутентичность

· открытость собственному опыту

· развитие самопознания

· сила личности и идентичность

· толерантность к неопределенности

· принятие личной ответственности

· постановка реалистичных целей

· эмпатия.

В целях осуществления личностного роста начинающего консультанта студентам можно предложить работу над моделью, получившей название «Окно Джохари». В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают 4 области.

Открытая зона, или арена – это пространство, которое содержит общие знания человека о себе, то, что известно личности о себе и что знают о ней другие люди.

Скрытая зона, или фасад, - то, что человек знает о себе, но по каким-то причинам не сообщает окружающим (страх, зависть, событие, о котором пока еще не никто не знает и др)

Слепая зона (слепое пятно) содержит информацию, которая человеку неизвестна, но которой владеют другие (неприятный запах, привычка перебивать собеседника и др.).

Неизвестное (неведомое) – это то, что скрыто от самого человека и неизвестно другим, включая невыявленные способности и потенциальные возможности.

Совершенствуя свои профессиональные и личностные качества, консультирующему психологу необходимо стремиться к расширению открытой зоны за счет сужения трех остальных. Для этого он может быть более искренним, тем самым уменьшая скрытую зону. Получая же обратную связь от окружающих его людей о своих личностных и профессиональных особенностях, психолог уменьшает область слепой зоны. Сокращению неизвестной зоны способствуют самопознание, самоанализ, внезапное озарение (инсайт).

Модель расширения открытой зоны представлена на следующей схеме.

Открытая зона О б Р.
 
 


с

в

з

ь Слепая зона

самораскрытие Скрытая зона Неизвестная зона

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: