Приведенные выше описания организаций разных типов позволяют консультанту оценить характер той организации с которой он начинает работу. Какова эта организация:
1) экстравертная (Е) или интровертная (I);
2) ощущающая (S) или интуитивная (N);
3) мыслительная (Т) или чувствующая (F)
4) оценивающая (J) или воспринимающая (Р)?
Определение типологического кода организации позволяет правильно выбрать стиль ведения работы и понять происходящие в ней процессы.
Наиболее часто встречаются типологические коды ISTJ и ESTJ.
Организации типа ESTJ имеют хорошо развитую иерархическую структуру с хорошо развитыми вертикальными коммуникативными связями. Иногда такие организации могут достигать больших размеров.
Управление в них осуществляется, прежде всего, в форме администрирования. При этом имеются развитые технологии осуществления администрирования: разработаны четкие правила и процедуры распределения полномочий и ответственности, которые имеют долгосрочный и неизменяемый стечением времени характер.
|
|
Большое внимание обращается на детализацию осуществляемого управления. Основным принципом реализации процесса управления является: «Время — деньги».
Ограничивающий фактор осуществления управления в организации этого типа — недоверие к абстрактным, неструктурированным, не поддающимся количественному выражению понятиям.
Такие организации не обращают внимания на высказывания альтернативные официально принятой позиции. Люди, способные высказывать подобные точки зрения, рассматриваются как нарушители спокойствия.
Место работника в вертикальной структуре организации имеет для него определяющее значение.
Разработанные организацией стандарты оценки профессиональной квалификации персонала, а также стандарты человеческих взаимодействий и отношений носят жесткий, ортодоксальный характер. При этом возможность изменения стандартов и процедур сведена к минимуму. Все, что поддается стандартизации в организации, — стандартизировано. Раз и навсегда принятый способ решения производственных ситуаций рассматривается организацией как очевидный.
Подобные организационные отношения обеспечиваются благодаря постоянному контролю со стороны руководителей. В организации данного типа развиты процедуры координации и планирования. Много времени отводится подробной и четкой разработке планов. В ней активно избегают любых непродуманных рискованных шагов.
Воспринимаются лишь те точки зрения, которые согласуются с «коллективной мудростью» организации, но даже они подвергаются глубинному анализу, предваряющему их реализацию, с тем, чтобы на этапе реализации решений они носили естественный, не нуждающийся в дополнительном анализе характер.
|
|
Важным является развитие у персонала чувства принадлежности к данной организации. Здесь всегда есть ощущение, кто именно подходит данному коллективу, а кто — нет, чьи усилия должны быть вознаграждены, а чьи — нет.
Слабая сторона данной организации — отсутствие гибкости. Она игнорирует индивидуальные различия работников и не поощряет индивидуальную инициативу. Здесь нет и не может быть «суперзвезд» и одиночек. Даже люди, которые лишь в малой степени склонны к независимой автономной деятельности, не поощряются и имеют наименьшие шансы реализовать свои возможности. Это приводит к тому, что организация теряет способность к креативности.
Вне зависимости от своего размера и ситуации во внешней среде, организация данного типа ведет себя как стабильная, раз и навсегда созданная система.
Таким образом, она особенно эффективна в стабильной, среде, поскольку не способна к быстрым изменениям и спонтанным действиям.
При необходимости разработки новых направлений развития, организация испытывает трудности, хотя и способна поставить подобную задачу перед персоналом. Действуя эффективно на этапе предоставления разработанных ранее товаров или услуг, организация сталкивается со сложностями в разработке принципиально новых видов товаров или услуг.
Сама ситуация возможных перемен является для организации данного типа очень тревожной. Понимание того, что все вокруг изменилось, что проверенные временем способы поведения неадекватны ситуации, приводит к тому, что люди теряют ориентацию, и эта великолепно управляемая организация за одну ночь может быть ввергнута в полный хаос.
В такой организации, как правило, хорошо себя чувствуют люди, предпочитающие ситуацию, которую можно предсказать или предвидеть. В большинстве своем это реалистичные люди, которых очень нелегко сбить с толку внезапными откровениями, они не доверяют чувствам и часто не обращают внимания на проблемы просто потому, что эти проблемы носят слишком личностный характер. Такие люди предпочитают скорее формальное взаимодействие и любят следовать традициям. С течением времени они становятся трудолюбивыми и верными работниками.
Таким образом, характерные организационные, так же как и личностные, черты оказывают заметное влияние на способ существования организации в мире: на человеческие отношения и взаимодействия как внутри организации, так и вовне; на способ управления ими; на организационную культуру, определяющую основные принципы и ключевые ценности.
У каждой организации присутствуют все четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция, дающие ей целостное и уравновешенное восприятие мира. То, что эти функции развиваются не в одинаковой степени (то есть какая-то функция доминирует), несет в себе большой потенциал для организационного развития.
Год за годом, людям, работающим в организации, может открываться что-то новое, нечто такое, о чем они раньше и не подозревали.
И всякий раз, когда кажется, что «вот теперь-то нашим открытиям наступил конец», необходимо понимать, что это иллюзия. Этого никогда не будет.
Ограничения существуют лишь в человеческом разуме.
Если научиться преодолевать эти ограничения, можно продолжать обнаруживать в себе и в окружающем мире, так же как и во взаимодействии с этим миром, то одно, то другое, порой переживая потрясения.
Как писал К. Г. Юнг (правда, по отношению к человеку, это верно и по отношению к организации), «это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы не завершены; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что скрывается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность еще не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем »
|
|
Тема 3. Психологические компетенции руководителя и их диагностика
В психологии разработаны различные подходы к определению компетенции. Разработано множество определений компетенции.
· это индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определенной позиции в конкретном организационном контексте.
· это поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы.
· это основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определенной работы.
· это все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу.
· это основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы.
· это набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы
Базовые компетенции определяются в результате анализа ключевых аспектов поведения или тонких навыков, которое отличают эффективное выполнение работы от менее эффективного. Компетенции проявляются в поведении и включают в себя навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности, ориентации на достижения. Компетенции устойчивы, повторяются и сохраняются во времени. Всего в литературе упоминается до 600 компетенций. В практической работе используют перечни менее 36. Компетенции должны быть принципиально измеряемы
(чаще всего по 7-ми балльной шкале), они должны иметь четкую лаконичную фрмулировку, легко понимаемую каждым человеком.
Понятие о профиле сотрудника.
|
|
Модель айсберга – предполагает, что в поведении человека выделяется «видимая» и «невидимая» составляющая. «Видимая» составляющая включает – опыт, знания и навыки, а «невидимая» - социальную роль, позицию – отношения, самооценку, черты характера, иерархию ценностей. Модель DISC разработана Хьюго Имменком. Он предложил, оценивая человека, учитывать следующие факторы: направленность на результат, направленность на социальные факторы, выраженность стремления к стабильности и предсказуемости, выраженность стремления к согласию с инструкциями и законом.
Базовые компетенции управленческих кадров включают умения интегрировать интеллект, умение создавать и воспитывать целеустремленные команды плодотворно взаимодействующих сотрудников, которые в ходе реализации заданий могут менять свой состав. Если в 1995 году важными качествами считались: ориентация на достижения, гибкость способность работать в команде, способность работать самостоятельно, ответственность, то 2000 году перечень качеств изменился и на первое место вышли такие качества как гибкость, коммуникабельность, лидерство, независимость, интеллектуальны способности. Наличие специальных технических навыков становится менее важными. В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональной компетенции менеджера.
Эмоциональная компетентность менеджера- это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, умение управлять своим поведением и поведением и отношением других людей. В основе эмоциональной компетенции лежат: эмпатия и навыки социальной коммуникации.
Составляющие эмоциональной компетенции:
1.Самосознание – понимание своих внутренних состояний, предпочтений, ресурсов, интуиция (эмоциональное осознание, точность самооценки – знание своих преимуществ и ограничений, уверенность в себе – чувство самоценности и знание своих преимуществ и ограничений).
2.Саморегуляция – управление своими внутренними состояниями, импульсами и ресурсами (самоконтроль, надежность- проявление честности и целостности, добросовестность- принятие ответственности за результаты своих действий, адаптивность, новаторство).
3. Мотивация – эмоциональное стремление, способствующее и облегчающее достижения цели (потребность достижения, приверженность организации, инициативность, оптимизм).
4. Эмпатия - осознание чувств, потребностей и интересов других людей
(понимание других, развитие других, ориентация на оказание услуг клиентам, ориентация на ценность информации идущей от других людей, восприятие изменений групповой динамики и взаимоотношениях).
5. Социальные умения – умение вызывать у других людей желаемые реакции (оказание влияния на других, коммуникативные навыки, умение решать конфликты, лидерство, способность выступать в качестве катализатора изменений, умение налаживать социальные связи, сотрудничество и кооперация, способность работать в группе).
Все составляющие эмоциональной компетенции обладают рядом характеристик: они самостоятельны, взаимосвязаны, иерархически организованы, они необходимы, но недостаточны, они приложим к людям любых профессий. Психолог консультант не только диагностирует эти качества, но и стимулирует их развитие у руководителя и персонала организации. Психологическое обследование личности осуществляется консультантом в различных целях:
· как стимул к развитию компетенций клиента,
· в целях оценки кандидата при приеме на вакантное место,
· в случае принятия решения о повышении сотрудника или переводе на новое место.
При проведении диагностики компетенций принимается во внимание соответствие личностных особенностей работника требованиям организации. Соответствие личностных особенностей «характеру» организации» способствует лучшей адаптации и продвижению по службе.
Для оценки психологического типа руководителя и его соответствия «характеру организации» применяется методика Д.Кейрси (версия Л.И. Катаевой). Она позволяет определить психологический тип личности, в основе которого лежат наиболее устойчивые ее характеристики, обусловленные темпераментом и выражающиеся в типичных способах поведения. Опросник состоит из 70 пар утверждений, имеющих отношение к различным жизненным ситуациям. В результате определяется принадлежность человека к определенному типу, который закодирован сочетанием из четырех буквенных обозначений: Экстраверсия (E).Интроверсия(I). Опора на здравый смысл(S). Доверие интуиции (N). Логичность (T). Чувствительность (F). Рассудительность (J) Импульсивность (P) В интерпретации приводятся основные характеристики психологического типа личности специально разработанные для руководителей.