Методические рекомендации к практическим занятиям

Общие положения

Практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Планы практических занятий

Занятие 1. Тема: Понятие управленческое консультирование

Время - 3 часа.

Цель: сформировать у студентов систему знаний об управленческом консультировании и умение анализировать проблемы заказчика.

Форма проведения:

· анализ запроса клиента (проблемные задания);

· ответы на вопросы;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

· Управленческое консультирование как прикладная дисциплина.

· Анализ наиболее часто встречающихся проблем заказчика.

· Явный и скрытый смысл предъявляемой проблемы.

· Переговоры с заказчиком.

· Установление доверительных отношений.

· Тема дискуссии: «Плюсы и минусы работы консультанта в организации»

Литература:

1. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005.

2. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организаций и персонала. СПБ.: Речь,2006.

3. Невис Э.Организационное консультирование. СПб.: «Издательство Пирожкова». Серия «Новый импульс».2002.

4. Тобиас Л.Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста.М.,»Класс».2000.

5. Ховкинс П.,Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь,2002.

6. Энциклопедический словарь. Управление персоналом. М., 1998.

Занятие 2. Тема: Корпоративная культура и характер организации

Время - 3 часа

Цель: сформировать у студентов умение определять особенности корпоративной культуры и характер организации.

Форма проведения:

· диагностика «характера предприятия»;

· отчет о самостоятельной работе;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

· Понятие организационной культуры.

· Влияние личности руководителя на организационную культуру.

· Анализ результатов проективного теста «Я в организации».

· Определение характера организации по методике У.Бриджеса.

· Учет характера организации в процессе консультативной работы.

Тема дискуссии: «Что происходит с работником, если он игнорирует характер организации?»

Литература:

1. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организаций и персонала. СПБ.: Речь,2006.

2. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.: Питер, 2001.

3. Управленческая культура организаций/ сост. Л.М.Кроль, Е.А.Пуртова. М.: Независимая фирма «Класс»,2004

4. Шейн Э., Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2001

Занятие 3. Тема: Психологические компетенции руководителя и их диагностика. Социотип руководителя (тест Кейрси). Ассессмент-центр

Время - 3 часа

Цель: Сформировать у студентов систему знаний о профессионально-значимых качествах руководителя, научить разрабатывать и проводить процедуру Ассесмет-центр.

Форма проведения:

· исследование профессионально-значимых качеств специалиста;

· ответы на вопросы;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

· Критерии подбора людей на управленческие должности.

· Обсуждение основных управленческих компетенций.

· Оценка прогностических возможностей теста Кейрси.

· Обзор опыта применения метода «Ассессмент-центр» в организациях.

· Процедура разработки и проведения «Ассессмент-центра».

Тема дискуссии: «Правда ли, что принимают на работу, оценивая уровень интеллекта, а продвигают в должности, оценивая уровень развития эмоционального интеллекта?»

Литература:

1. Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и поведения. СПб.: Речь,2005.

2. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т. СПб. Речь,2007

3. Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учеб. пособие для студентов вузов/. Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб. Изд-во «Дидактика плюс», 2002

4. Урбанович А.А.Психология управления: Учебное пособие. Мн.: «Харвест»,2002.

Занятие 4. Тема: Общая характеристика диагностических методов работы с персоналом. Написание заключения

Время 3 часа

Цель: сформировать у студентов систему знаний о методах, применяемых в организациях для решения диагностических задач. Научить студентов писать заключения по результатам психологической диагностики. Сформировать умение давать обратную связь клиенту на основе результатов психологического тестирования.

Форма проведения:

· анализ результатов психологического обследования;

· написание заключений и отчетов;

· ответы на вопросы;

· отчеты о самостоятельной работе.

Учебные вопросы:

· Обзор психодиагностических методов, используемых в управленческом консультировании.

· Анализ отчетов о психологическом обследовании.

· Беседа по результатам психологического обследования.

· Этические вопросы диагностической работы консультанта.

Тема дискуссии: «Хочет ли человек знать правду о своей личности?»

Литература:

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб: Речь,2007

2. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А. А. Бодалева,

А. А. Деркача, Л.Г.Лаптева. М.: Из-во Института Психотерапии, 2002.

3. Тобиас Л.Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. М.,»Класс».2000.

Занятие 5. Тема: Консультирование руководителя по проблеме определения личных приоритетов.

Время - 3 часа.

Цель: сформировать у студентов навыки владения основными техниками целевого инжиниринга.

Форма проведения:

· Проведение техник целеполагания;

· ответы на вопросы;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

· Цели организации и цели личности. Использование экологической метафоры (С.И.Калинин).

· Ключевые аспекты целеполагания, свойства целей.

· Методы поиска целей: интуитивный поиск, метод изобретения, метод вычисления.

· Технология постановки целей по Д. Доурдэну.

· Проектная система постановки целей по Г.Архангельскому.

· Алгоритм и методы целеполагания.

· Ситуационный анализ по Л.Зайверту.

· Основные проблемы с целеполаганием.

· Тема дискуссии: «Отрыв цели от мотивации как психологическая проблема и помощь в ее разрешении».

Литература:

1. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практического руководителя и бизнес – тренера. Спб.: Речь,2008.

2.Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь,2006.

3.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организаций и персонала. СПБ.: Речь,2006.

Занятие 6. Тема: Консультирование руководителя по проблеме распределения времени

Время - 3 часа

Цель: сформировать у студентов умение проводить инвентаризацию и анализ времени руководителя.

Форма проведения:

· Применение методов Тайм-менеджмента;

· отчет о самостоятельной работе;

· дискуссия.

Учебные вопросы:

· Перечень основных «поглодителей времени».

· Цели, задаи и принципы управления временем..

· Обзор основных подходов и методик к управлению временем..

· Примеры консультирования клиента по управлению временем в различных ситуация (от хорошего к лучшему и в ситуации значительных перемен..

Тема дискуссии: «Пять основных страхов времени (не успеть, ошибиться, быть хуже других, стать ненужным, потерять себя) и приемы их преодоления».

Литература

1.Адлер Г. Практика эффективного использования времени. СПб.:Питер, 2001

2. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практического руководителя и бизнес – тренера. Спб.: Речь,2008.

3.Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь,2006.

3. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. СПб.:Речь,2002.

Занятие 7. Тема: Имидж руководителя и рекомендации по построению имиджа

Время – 3 часа.

Цель: сформировать у студентов синтезировать информацию, процесс использования психологических техник формирования имиджа руководителя.

Форма проведения:

· просмотр кинофрагментов фильма «Иван Васильевич меняет профессию»;

· анализ и обсуждение кинофрагментов;

· оценка особенностей поведения героев Ю. Яковлева в различных ситуациях.

Учебные вопросы:

· Психологический анализ образа Иоанна Грозного.

· Психологический анализ образа Ивана Васильевича Бунши.

· Составляющие имиджа руководителя.

Тема дискуссии: «Типичные ошибки при конструировании и реализации личного имиджа»

Литература:

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 1996.

2. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь 2005.

3. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том как создавать свой имидж. М., 2001.

4. Шепель В.М. Имеджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1994.

Занятие 8. Тема: Освоение позитивного шаблона в консультировании на материале развития коммуникативных навыков руководителя

Время 3 часа

Цель: сформировать у студентов умение использовать техники формирования коммуникативных навыков у клиентов.

Форма проведения:

· Ролевые игры;

· ответы на вопросы;

· отчеты о самостоятельной работе.

Учебные вопросы:

· Психологическая технология как система практических действий.

· Психотехники овладения инициативной общения.

· Психотехники формирования аттракции.

· Психотехники убеждающего воздействия.

Тема дискуссии: «Коммуникативный стандарт руководителя»

Литература:

1. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практического руководителя и бизнес – тренера. СПб.: Речь,2008.

2.Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005.

3.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организаций и персонала. СПБ.: Речь,2006.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб: Речь,2007

5. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера М., Новосибирск: НГАЭ и У,1997.

Занятие 9. Тема: Развитие психологической наблюдательности консультанта на материале темы: манипулирование и противостояния влиянию

Время 3 часа

Цель: сформировать у студентов умения синтезировать информацию, процесс использования манипулятивных, техник в деловом общении противостояния влиянию, развить психологическую наблюдательность.

Форма проведения:

· просмотр кинофрагментов фильма «Семнадцать мгновений весны»;

· групповое исследование

· анализ и обсуждение кинофрагментов;

· оценка эффективности поведения героев в различных ситуациях.

Учебные вопросы:

· Психологический анализ беседы Кальтенбруннера и Крюгера.

· Психологический анализ беседы Кальтенбруннера и Мюллера.

· Психологический анализ беседы Мюллера и Айсмана.

· Психологический анализ беседы Кальтенбруннера и Крюгера.

· Психологический анализ беседы Холтоффа и Штирлица.

· Штирлиц придумывает алиби.

Тема дискуссии: «Возможно ли использование кинотреннига для группового консультирования персонала?»

Литература:

1. Гладышев С. Борьба бульдогов под ковром: Секреты влияния на людей. М.: ФАИР-ПРЕСС,

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: МГУ,1997

3. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор мишени. СПб.: Питер, 2002

Занятие 10. Тема: Помощь руководителю по подготовке коллектива к внедрению нововведений

Время 3 часа

Цель: сформировать у студентов умения применять методы, для подготовки коллектива к нововведениям.

Форма проведения:

· моделирование ситуации;

· ответы на вопросы;

· отчеты о самостоятельной работе.

Учебные вопросы:

· Психологические особенности «инноватора» и «адаптера».

· Авторитетная личность и ее влияние на последователей.

· Учет социально - психологических феноменов при проведении реорганизации: влияние большинства на меньшинство, огруппление мышления, феномен конформизма и др.

Тема дискуссии: «Верно ли, что сопротивление сотрудников к нововведениям – это отражение бессознательного стремления руководителя».

Литература:

1. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практического руководителя и бизнес – тренера. Спб.: Речь,2008.

2.Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005.

3.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организаций и персонала. СПБ.: Речь,2006.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб: Речь,2007

Занятие 11. Тема: Консультирование руководителя по вопросам неформальных контактов с персоналом

Время 3 часа

Цель: сформировать у студентов навыки проведения и анализа консультативной беседы.

Форма проведения:

· выступление с докладами;

· ответы на вопросы;

· решение задач.

Учебные вопросы:

· Корпоративная вечеринка, рекомендации по ее организации, поведение в неформальной ситуации.

· Флирт на работе.

· Особенности семейного бизнеса, проблемы, возникающие при смешении личных и рабочих вопросов.

· Решение задач на тему: «нарушение дистанции между руководителем и сотрудниками после неформального общения».

Тема дискуссии: «Стоит ли руководителю брать к себе в штат членов своей семьи?»

Литература:

1.Волгина К. Если вас хотят, или Психология успешного бизнеса. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004

2. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практического руководителя и бизнес – тренера. Спб.: Речь,2008.

3. Мелия М. Бизнес – это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека. М.: Альпина Бизнес Букс,2007


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: