Присядьте на минуту и закройте глаза. Мысленно представьте свой идеальный день и в нем себя самого. Теперь отметьте наиболее важные отличия вашего сегодняшнего дня от дня идеального. Проанализируйте их. Можете ли вы внести в свой обычный день изменения, которые приблизят его рисунок к идеалу?
1. Ведите учет времени и будьте при этом честны перед самим собой.
2. Выделите элементы неразумного расходования времени.
3. Выясните, какое количество времени
4. вами контролируется, и поставьте себе целью это количество увеличить.
5. Установите приоритетность дел с использованием таблицы важности/срочности.
6. Превратите позитивные модели поведения в привычку.
7. Если скатываетесь на расточительную манеру обращения со временем, начинайте заново.
8. Полностью используйте предоставляемое вам время для отпуска.
9. Отведите время на укрепление собственного душевного и физического здоровья.
10. Откажитесь от того, что не приближает вас к достижению целей.
11. Стремитесь к превращению вашего обычного дня в день вашей мечты.
Тема 7. Имидж руководителя и рекомендации по построению имиджа
Руководитель – член группы, коллектива, наиболее авторитетная личность, выполняющая центральную роль в организации отношений и совместной деятельности людей. Если руководитель выступает как лидер, то он становится способным побуждать к действию других лиц, воодушевлять их. В психологии наиболее популярны следующие теории лидерства: харизматическая теория, где лидерство рассматривается как особый дар. Признание лидера обусловливается наличием у него особого обаяния, которое, по определению Г. Лебона, являет собой особый род господства над умами. И нтерактивная теория, согласно которой лидером может стать всякий человек, целенаправленно работающий над собой, развивающий лидерские качества; ситуационная теория, в которой лидерство рассматривается как естественный результат деятельности и общения человека в группе, где социальные роли постепенно распределяются, а члены группы ждут появления лидера; синтетическая теория, содержащая комплекс условий, благодаря которым появляется лидер: это и наличие у человека врождённых способностей, и выделение его в группе и удовлетворение таким образом её социальных ожиданий, и постоянная работа над собой по выработке и закреплению необходимых лидерских качеств.
В имидже лидера выделяются такие компоненты, как персональный (личностный), социальный и профессиональный. Наиболее важен среди них, безусловно, личностный, поскольку он определяет и профессиональное развитие, и социальные отношения человека. В личностном компоненте имиджа лидера необходимо обращать внимание на направленность личности, нравственные и интеллектуальные качества, личностный потенциал. Важно определить, насколько человек демонстрирует лидерское поведение в экстремальных ситуациях, в текучке дел, среди персонала, каково его отношение к персоналу своей организации, к партнёрам, к делу и, что немаловажно, к самому себе.
Среди личностных качеств лидера наиболее значительными для окружения, подчёркивающими его лидерское поведение, являются следующие: интуиция, прогностические способности, глубокий и гибкий ум, решительность; сильная воля; уверенность в себе; активность и целеустремлённость; способность к психологическому заражению (Персональный магнетизм);психологическая защищённость; эмоционально-волевая устойчивость; экстравертивность; способность быть ровным, поддерживать дружеские отношения со всеми; способность добывать и анализировать информацию; инновационная направленность в деятельности, способность принимать нестандартные решения; способность к рефлексии; способность разрешать конфликты.
Естественно, что для лидеров различных типов организаций названные качества будут выстраиваться в различной последовательности и дополняться специфическими, необходимыми именно в данной ситуации или именно данным коллективом. Идентификация как способ соотносить себя с «иным» важна для эффективного формирования имиджа. Имидж тем успешнее, гармоничнее, чем более адекватно соотносит человек себя и свою позицию с декларируемым организацией образом – имиджем. Идентификация важна как для внутреннего, так и для внешнего имиджа организации. Имидж – это сложное социально-психологическое образование. Его формирование зависит не только от самой организации, но и от социального окружения. Имидж – не то, что делает организация, а то, что думают другие по поводу ее деятельности. Поэтому донести до общественности смысл деятельности организации, регулировать взаимодействие, гармонизировать его – важная составляющая в проблеме идентификации имиджа.