Часть.1 Какие безумные средства аферисты хотят подарить коммерческой структуре

Послушный депутатский контингент «Единой России» проголосовал в первом чтении за поправки к Бюджетному кодексу. Врубились они или не врубились, за что голосовали, но триллионы, которые входят в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния вслед за этим авантюристическим актом попадут в руки игроков на бирже.

Прежде всего, нужно чётко понимать о каком порядке цифр идёт речь и какого масштаба активы будут выведены из под контроля государства. Согласно официальным оценкам Банка России, размер средств Резервного Фонда за период с 1 января 2012г. по 1 января 2013г. подскочил в 2,32 раза и достиг отметки в 1,885 трлн. рублей. Объем средств в Фонде национального благосостояния по состоянию на начало 2013. составляет порядка 2,690 трлн. рублей. В совокупности в российской нефтегазовой «кубышки», в угоду которой Минфин ежегодно изымает из отечественной экономики свыше 3-5% ВВП (в лучшие годы 7-10% ВВП) и поддерживает хроническое недофинансирование экономики, ЖКХ, образования и здравоохранения, по состоянию на начало 2013г. без дела лежит свыше 4,575 трлн. рублей. Это эквивалентно 152,5 млрд. долл. или 35% федерального бюджета России в 2012г.

Всего же, согласно оценкам самого Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013г. совокупный размер неиспользуемого остатка средств Минфина на счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках составляет 8,823 трлн. рублей. Из которых 7,436 трлн. рублей приходится на средства, размещённые на счетах в Банке России, а 1,387 трлн. рублей – на остаток средств в коммерческих банках.

Только за период с начала 2012 г. объём лежащих без дела средств Минфина, полученных в результате изъятия денег из экономики под антинаучные рассуждения о борьбе с инфляцией (инфляция в России носит немонетарный характер и обусловлена скачкообразным ростом цен на услуги ЖКХ, ГСМ, транспорт, продовольствие, а также высокими коррупционными поборами, монополизмом и дорогими кредитами), подскочил на 34,7% (с 6,547 трлн. рублей). Тогда как ещё в начале 2011г. размер временно свободных средств федеральных органов власти достигал 4,832 трлн. рублей.

Другими словами, российские чиновники, судя по их заявлениям, готовы вывести практически 73,5% федерального бюджета России из под контроля государства (если с огромной натяжкой считать Банк России органом государственного управления) и отдать под контроль коммерческого ОАО. Эта сумма эквивалентна практически 13,5% ВВП России – именно о таком порядке цифр может идти речь в случае, если все свободные средства Минфина будут переданы под контроль коммерческой структуры, которая получит право распоряжаться ими по своему усмотрению.

Что касается размера государственного долга, то по состоянию на начало 2013г. внутренний долг федерального правительства достигал 3,995 трлн. рублей (133,2 млрд. долл.), тогда как внешняя задолженность правительства перед иностранными кредиторами составляет порядка 40,9 млрд. долл. Итого: совокупная долговая задолженность федерального правительства перед кредиторами достигает 174,1 млрд. долл.

Однако если учесть внешнюю задолженность российских компаний и банков, в которых государство владеет контрольным пакетом акций и, по сути дела, является основным акционером и гарантом возвратности выданных ресурсов, суммарная задолженность окажется многократно больше. По оценкам самого Банка России, по состоянию на первое января 2012г. совокупная внешняя долговая нагрузка государственного сектора в расширенном определении (с учётом обязательств госкомпаний, госбанков, государственных гарантий и поручительств и т.д.) превышала 220,4 млрд. долл.

К сожалению, более свежих данных по детализированной разбивке внешних заимствований российских резидентов в настоящий момент не имеется. Однако, учитывая, что в целом размер внешнего долга России за период с 1 января 2012г. по 1 января 2013г. увеличился на 15,4% (с 540,5 до 623,9 млрд. долл.), то логично предположить, что объём задолженности государства, а также государственных компаний и госбанков по состоянию на начало 2013г. варьируется в диапазоне 250-255 млрд. долл.

Таким образом, получается, что, по самым скромным оценкам, чиновники Минфина, Банка России и некоторые особо зараженные либерализмом вице-премьеры намерены передать в руки частного акционерного общества порядка 326,6 млрд. долл. (средства Резервного фонда, ФНБ и совокупный государственный долг России в узком определении).

Если к этой цифре прибавить внешнюю задолженность государственных банков и госкомпаний, то объём средств под управлением «Росфинагентства» увеличится на 210 млрд. долл. (или на 64,4%) – до 536,6 млрд. долл.

Если же в эту сумму включить прочие временно свободные средства федеральных органов власти, которые без дела лежат на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках, то размер активов, управлением над которыми получит частное акционерное общество, увеличится ещё на 143,3 млрд. долл. и превысит 679,9 млрд. долл.

Рис.1 «Нефтегазовая кубышка» России

Источник: Банк России, Минфин

Для сравнения, эта сумма (20,4 трлн. рублей), практически в 1,7 раз превышает совокупный размер федерального бюджета России в 2012г. и эквивалентна 30% ВВП России. Безусловно, коррумпированным чиновникам и глобальному бизнесу, представленному транснациональным капиталом, есть за что бороться – в условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии эти средства могут помочь очень многим стратегическим конкурентам России удержаться на плаву и заработать колоссальные прибыли.

Да, замминистра финансов Сергей Сторчак, известный широко публике благодаря тому, что, насколько можно судить, стал «разменной картой» в противостоянии «силовиков» и «либералов» и по этой причине провел в СИЗО «Лефортово» 11 месяцев, уже успел заявить, что на начальном этапе новое финансовое суперведомство получит в распоряжение 10% средств Фонда национального благосостояния. По его мнению, ни о какой полной передаче накопленных в резервных внебюджетных фондах средств не может быть и речи – якобы они и так вложены в наиболее высоколиквидные активы и управляются Банком России.

Однако, во-первых, в случае «политической целесообразности» мнение Сергея Сторчака никто и не спросит – он даже не министр и не вице-премьер. Во-вторых, репутация самого Сторчака, который успел сесть в СИЗО по обвинениям в махинациях при списании долгов иностранных государств перед Россией и, списав свыше 85 млрд. долл. долгов третьих стран перед РФ, умудрился втянуть Россию в долговую кабалу (внутренний госдолг расширился до 4 трлн. рублей), не вызывает никакого доверия. В-третьих, как показал опыт с госкорпорациями и прочими «институтами развития», ничто не помешает доморощенным либералам, делающим бизнес на коммерциализации бюджетной сферы и распродаже госимущества, после окончательного наполнения ресурсной базы за счёт средств налогоплательщиков, затем провести приватизацию вновь образованного акционерного общества. В-четвёртых, даже если Сторчак окажется прав, то совершенно ничто не помешает другим чиновникам уже в скором времени пересмотреть планы инициаторов и внести существенные изменения в закон о «Росфинагентстве».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: