Ситуация I

Предприятие производит и продает однородную продукцию (один вид изделий). В базисном периоде оно имеет следующие показатели (тыс. руб.):

выручка от продаж — 10 000;

переменные затраты — 5000;

постоянные затраты — 4000;

прибыль от продаж — 1000.

Специалисты предприятия прогнозируют, что в следующем периоде спрос на продукцию уменьшится. Предприятию придется либо уменьшать натуральный объем продаж, либо снижать цены. Возможные варианты:

а) при снижении цен на 5% можно сохранить базисный натуральный объем продаж;

б) при снижении натурального объема продаж на 7% можно сохранить базисные цены;

в) при снижении цен на 10% можно увеличить натуральный объем продаж на 3%.

Выбор варианта зависит от того, что важнее для предприятия: выручка или прибыль от продаж.

а) Выручка составит: 10 000 х 0,95 = 9500 тыс. руб.;

прибыль от продаж равна: 9500 – 5000 – 4000 = 500 тыс. руб.

б) Выручка: 10 000 х 0,93 = 9300 тыс. руб.; прибыль: 9300 – 5000 х 0,93 – 4000 = 650 тыс. руб.

в) Выручка: 10 000 х 0,9 х 1,03 = 9270 тыс. руб.;

прибыль: 9270 – 5000 х 1,03 – 4000 = 120 тыс. руб.

Таким образом, наибольшую выручку от продаж дает вариант «а», а наибольшую прибыль — вариант «б». Это объяснимо и логически. В варианте «а» выручка подвергается лишь пятипроцентному снижению, в остальных вариантах степень уменьшения ее больше, причем в варианте «в» резкое снижение цен не компенсируется некоторым ростом натурального объема продаж. Прибыль от продаж только в варианте «б» снижается меньше, чем в остальных вариантах, так как имеет место экономия переменных затрат.

Во всех случаях, когда предполагается снижение спроса на продукцию предприятия, если есть возможность выбора, целесообразно уменьшить натуральный объем продаж без резкого снижения цен. Таким образом, можно обеспечить меньшее снижение прибыли. При одновременном снижении цен и росте натурального объема продаж или, наоборот, росте цен и снижении натурального объема продаж число пунктов снижения одного параметра должно быть меньше или хотя бы равно числу пунктов роста другого параметра. Это — условие отсутствия уменьшения (или минимума уменьшения) выручки от продаж.

Однако, строго говоря, такое соотношение изменений цен и натурального объема продаж не отражает ситуации снижения спроса, поэтому оно едва ли реально.

Ситуация II

Предприятие в базисном периоде производит и продает два вида продукции. Базисные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: