| Показатели | Базисный период | Следующий период | ||
| I | II | III | ||
| 1. Выручка от продаж, тыс. руб. | 10 000 | 10 800 | 10 400 | |
| 2. Индекс цен (Иц), единиц | — | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
| 3. Индекс натурального объема продаж (Ин), единиц | — | 0,9 | 1,2 | 1,3 |
| 4. Переменные затраты, тыс. руб. | ||||
| 5. Постоянные затраты, тыс. руб. | ||||
| 6. Прибыль от продаж, тыс. руб. | –400 | |||
| 7. Рентабельность продаж (стр. 7/стр. 1 х 100), % | 15,15 | 5,5 | — |
Расчеты в таблице 4 сделаны методом прямого счета. Проверим, выполняются ли в каждом варианте условия неравенства (6).
I. 6000 х 0,9 (1 – 1,1) = –540;
3000 (0,9 х 1,1 – 1) = –30;
–540 < –30.
Условие неравенства соблюдено, рентабельность продаж повысилась.
II. 6000 х 1,2 (1 – 0,9) = 720;
3000 (0,9 х 1,2 – 1) = 240;
720 > 240.
Условие неравенства не соблюдено, рентабельность продаж снизилась.
III. 6000 х 1,3 (1 – 0,8) = 1560;
3000 (0,8 х 1,3 – 1) = 120;
1560 > 120.
Условие неравенства несоблюдено, продажи стали убыточными.
Неравенство (6) позволяет в пределах имеющихся возможностей маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, а также отношением базисных постоянных затрат к переменным, с тем чтобы в условиях конкретной рыночной ситуации обеспечить рост рентабельности продаж.






