Деловые игры

1. сущность деловых игр и их место в управленческом консультирование

2. базовые архитектуры деловых игр

Сущность деловых игр и их место в управленческом консультирование.

Деловая игра - обучение важнейшая функция консультирования. Все большее распространение в консалтинге получают активные методы обучения, деловые игры. существуют различные определения деловой игры. Обычно деловая игра – эмпирическая, имитиционная модель определенной деятельности.

Управленческие игры отличаются тем, что требуют от обучающихся принятия решений. УДИ развивают практические навыки и создают огромное количесво вариантов решения, при этом в ходе деловой игры, как правило, существенно сокращается операционный цикл, что позволяет наглядно продемонстрировать обучающимся к каким результатам приведет решение. УДИ имеет свои недостатки: они не редко упрощают ситуацию, часто не возможно предвидеть все последствия принимаемых решений, существенные затраты времени. Многочисленные ДИ можно классифицировать по признакам

- по цели применения (учебные, производственные, исследовательские)

- по сферам применения (медицинские, экологические, финансовые, управленческие…)

- по степени использования ЭВМ (машинные и безмашинные)

- по уровню управленческой иерархии (цеховые, заводские, городские, областные, региональные и федеральные деловые игры)

- по технологии получения нового знания (проблемно-деловые и организационно -деятельностные)

Единой классификации деловых игр пока нет, но рассматривая использования ДИ в УК, можно добавить к вышеизложенным признакам классификации классификацию ДИ по месту их применения в УК:

УК может организовано иерархически и состоять из следующих уровней:

- консультирование зарубежные и международных предприятий, проектов, программ

- консультирование городских. Республиканских, региональных органов управления

- консультирование предприятий различной формы собственности

- консультирование внутренних структурных подразделений, предприятия и организаций

На каждом уровне преобладают определение типы ДИ, которые имеют свои цели и соответствующие ранги. Классификация деловых игр по их применению в зависимости от уровня УК может быть представлена в виде схемы:

Классификация деловых игр по уровням управленческого консультирования:

Уровни управленческого консультирования Сфера приложения УК Типы деловых игр Основные цели ДИ Ранжирование ДИ
Первый Консультирование международных программ, проектов Организационно-деятельностные, исследовательские, производственные Овладение системно-мыслительной методологии, выращивание нового знания, формирование инновационной восприимчивости Игры первого ранга
Второй консультирование федеральных, региональных, областных, городских проектов исследовательские, производственные, учебные Выращивание нового знания, обучение руководителей, обучение творческим методам работать в группе Игры второго ранга
Третий консультирование организаций и предприятий производственные, исследовательские, учебные Овладение коллективными методами решения проблем, обучение руководителей Игры третьего ранга
Четвертый внутрифирменное консультирования Учебные, производственные, исследовательские Активное обучение персонала, коллективный поиск предметных управленческих решений Четвертый ранг

Базовые архитектуры ДИ.

ДИ – средства экспресс диагностики социально-экономических систем и инструмент прогнозирования будущего. ДИ, используемые в УК на уровне предприятия охватывают практику работы по формированию материально-технической базы, по анализу кадрового потенциала предприятия, по выбору стратегии, по финансовому планированию, по управлению запасами и резервами. ДИ - коллективный метод обучения, группа обучающихся подразделяется на подгруппы и каждая подгруппа или все они одновременно получают задание и исходную информацию, необходимую для деловой игры. Каждая ДИ строиться по уникальной схеме, в которой коллектив исследователей решает определенные проблемы, однако, несмотря на различия, каждая из них выступает как совокупность 3-х приемов:

- аналитического

- экспертного

- экспериментального

Это позволяет использовать ДИ для решения проблем:

- сбора информации, путем проведения деловой игры на объекте консультирования

- для проверки гипотез и теории в условиях лабораторного эксперимента

- для организации взаимодействия специальным способом, т.е. путем конструирования имитационной игровой модели. ДИ представляет особый интерес на этапе диагностики клиентской организации. Применяя ДИ, на разных уровнях УК, консультант варьирует их структуру в зависимости от целевых установок, даже такой практически этап, как освоение нововведений можно смоделировать и проиграть различные сценарии инновационного развития предприятия. Классификация деловых игр на основе целей, приемов, методов и моделирования конечного результата может быть представлена в виде схемы.

Схема классификации деловых игр в зависимости от этапов УК

Этапы работ по УК Цели ДИ Используемые приемы и методы КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Вид ДИ
Подготовка к исследованию Научит обучающихся оценивать явления и процессы, а также результаты деятельности Используемые приемы и методы (деловой этикет, коммуникация, анализ документов) Оценка сильных и слабых сторон слушателей, подготовка к ДИ на послед этапах УК Информационно-диагностическая
Общая диагностика предприятия Мобилизовать опыт, включить знания и навыки принятия решений о дальнейшей работе, выявить проблемы предприятия и ранжировать их Круглый стол, опросы, тестирование, анкетирование, ситуационный анализ Включение персонала предприятия в анализ и в инновационный поиск Диагносттичекая
Поиск решения и выработка рекомендаций Разработать сценарий развития Мозговая атака, морфологический анализ, SWOT Проект программы развития предприятия Программная
Реализация программы Разработать технологию освоения управленческих инноваций и прогнозировать их последствия Методы инсценировок, тренингов, моделирования прог. ситуаций, дискуссий Завершение программы развития предприятия и её апробация Финишная

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: