Важную роль в создании рынка консультационных услуг и стандартов
профессионального консультирования играют объединения консультационных
фирм и консультантов. С их помощью решаются такие важные вопросы, как
координация и информационное обслуживание консультационной
деятельности, поддержание и распространение высоких стандартов качества
оказываемых услуг и этики взаимоотношений с клиентами, аттестация и
повышение квалификации консультантов. Немаловажное значение имеет и
такая деятельность объединений профессиональных консультантов, как
выполнение исследований по прогнозированию потребностей в
консультационных услугах, разработка рекомендаций по организации и
методам консультирования. Нередко они осуществляют издательскую и
рекламную деятельность.
Чаще всего они регистрируются в форме ассоциаций. В некоторых
странах (США, Япония) одновременно функционирует несколько ассоциаций,
как крупных, так и небольших, конкурирующих между собой за сферы
влияния.
Ассоциации и институты – бесприбыльные организации. Они содержатся
за счет взносов своих членов. Членство в ассоциациях не обязательно, но
престижно. Оно дает консультантам и консультационным фирмам ряд выгод
(обучение, информационное и маркетинговое обслуживание). Как
добровольное объединение ассоциация (институт) не имеет права вмешиваться
во внутреннюю деятельность консультационных фирм. Но необходимость
соблюдения определенных условий при вступлении в нее (для фирм – число
работающих; доходы от консультирования; квалификационный уровень;
отзывы клиентов; перечень осуществленных проектов) позволяет установить
требования к качеству услуг.
Объединения консультационных фирм и консультантов защищают
интересы клиентов от непрофессионализма, некомпетентности в оказании
услуг. Они предоставляют гарантии качества услуг своих членов. Ассоциации и
институты консультантов могут оказывать клиентам услуги по поиску и
подбору нужной консультационной фирмы (консультанта): предоставляют
информацию о надежности и квалификации консультантов, осуществленных
проектах и отзывах клиентов.
Система гарантий качества услуг членов ассоциации консультантов
базируется на: кодексе деловой этики и стандартах профессиональной
практики; двухступенчатой системе свидетельств о квалификации
консультантов (сертификат действительного члена и удостоверение
ассоциированного члена); реализации программ повышения квалификации
консультантов с последующей выдачей сертификатов.
Ассоциация консультантов организована по принципу
профессионального клуба. Ее членами являются индивидуальные консультанты
и консультационные организации. При ассоциации консультантов создана
Школа консультантов по управлению. Это объединение считает своей главной
целью подготовку внешних и внутренних консультантов, профессионально
владеющих современными приемами и методами консультирования.