Особенности структуры доходов бюджетов субъектов РФ

Доходы федерального бюджета

Нормативы распределения налогов и неналоговых доходов между бюджетами разных уровней

  Наименование дохода 2009-2011гг.
Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
  НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  Федеральные налоги  
1. * налог на прибыль организаций 2% 18% -
2. налог на доходы физических лиц - 70%* 30%*
3. налог на добавленную стоимость 100% - -
4. * акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья 50% 50% -
* акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого 100% - -
* акцизы на спиртосодержащую продукцию 50% 50% -
* акцизы на табачную продукцию 100% - -
* акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - 100% -
* акцизы на автомобили легковые и мотоциклы 100% - -
* акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ 100% - -
* акцизы на алкогольную продукцию - 100% -
* акцизы на пиво - 100% -
5. * налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100% - -
* налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 95% (100% в 2010г.) 5% -
* налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40% 60% -
* налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ 100% - -
* налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100% -
6. * сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 20% 80% -
* сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 20% 80%  
* сборы за пользование объектами животного мира - 100% -
7. водный налог 100% - -
8. ЕСН по ставке, зачисляемой в федеральный бюджет (с 2010г. отменен) 20% - -
9. государственная пошлина (в зависимости от вида госпошлины) 100% 100% 100%
  Региональные налоги    
1. Транспортный налог - 100% -
2. Налог на имущество юридических лиц - 100% -
3. Налог на игорный бизнес - 50% 50%
  Местные налоги    
1. Налог на имущество физических лиц - - 100%
2. Земельный налог - - 100%
  Специальные режимы налогообложения (по РТ)    
1. Упрощенная система налогообложения в РТ - 70% 30%
* Применение упрощенной системы на основе патента   - 100%
2. Единый налог на вмененный доход - - 100%
3. Единый сельскохозяйственный налог - - 100%
  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
1. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и платежи) 100% - -
2. Часть прибыли Центрального банка 75% - -
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 20% 40% 40%
           

В 2010г. НДФЛ перечисляется в бюджет г. Наб. Челны по дополнительному нормативу ­ 11%, в 2011г. – 8,9%, в 2012г. – 12,4%.

В 2012г. был изменен норматив распределения НДФЛ: 80% - в региональный бюджет, 20% - в местный бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ за федеральным бюджетом закреплены следующие налоговые доходы:

– налог на прибыль организаций по ставке 2%;

– налог на добавленную стоимость - по нормативу 100%;

– акцизы – в зависимости от вида подакцизных товаров;

– налога на добычу полезных ископаемых – в зависимости от вида полезных ископаемых;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – 20%;

– водный налог - по нормативу 100 %;

– государственная пошлина – 100% (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

– доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

– лицензионных сборов - по нормативу 100%;

– таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;

– консульских сборов - по нормативу 100%;

– патентных пошлин - по нормативу 100%;

– части прибыли Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативу 75%;

– доходы от внешнеэкономической деятельности – по нормативу 100% и др.

Особенностью формирования доходов федерального бюджета является то, что в федеральный бюджет поступают доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

1. Таможенные пошлины

А) Ввозные таможенные пошлины

Б) Вывозные таможенные пошлины

- Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

- Вывозные таможенные пошлины на газ природный

- Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

- Прочие вывозные таможенные пошлины

2. Таможенные сборы

3. Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного

4. Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия

5. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

Структура доходов федерального бюджета отражена в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов федерального бюджета в 2011г.

Наименование доходов федерального бюджета 2011г.
млрд. руб. уд. вес, %
Доходы, всего: 11 365,99 100,00
1) налоговые доходы 5 985,16 52,66
2) неналоговые доходы 5 351,18 47,08
3) безвозмездные поступления 0,15 0,00

Наиболее значимыми являются следующие доходы:

1. Таможенные пошлины (32,66% доходов);

2. Налог на добавленную стоимость (28,5% доходов);

3. Налог на добычу нефти (16% доходов);

4. Налог на прибыль организаций (3% доходов).

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Значительная роль неналоговых доходов объясняется тем, что за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, которые в свою очередь составляют основу неналоговых доходов данного бюджета.

Структура налоговых доходов федерального бюджета отражена в таблице 3.

Таблица 3

Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011г.

Наименование доходов бюджета 2011г.
млн. руб. уд. вес, %
Налоговые доходы, всего: 5 985,16 100,00
1) прямые налоги 2 456,39 41,04
2) косвенные налоги 3 528,77 58,96
– НДС 3 250,41 54,31
–акцизы 278,36 4,65

Таким образом, основу налоговых доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость обеспечивает формирование более 50% налоговых доходов федерального бюджета.

Структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2011г.

Наименование доходов 2011г.
млрд. руб. уд. вес, %
Доходы от внешнеэкономической деятельности, всего: 4 664,73 100,00
1. Таможенные пошлины 3 712,49 79,59
– Ввозные таможенные пошлины 2,19 0,05
– Вывозные таможенные пошлины: 3 710,30 79,54
вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 2 332,37 50,00
вывозные таможенные пошлины на газ природный 384,43 8,24
вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 936,48 20,08
прочие вывозные таможенные пошлины 57,02 1,22
2. Таможенные сборы 31,37 0,67
3. Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 8,62 0,18
4. Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия 20,69 0,44
5. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности 0,00 0,00
6. Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей 70,20 1,50
7. Денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей 8,60 0,18
8. Доходы (операции) по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках таможенного союза 781,08 16,74
9. Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа 31,69 0,00

Практически полностью доходы от внешнеэкономической деятельности формируются за счет таможенных пошлин.

Бюджетное законодательство регулирует формирование доходов бюджетов субъектов РФ.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес и транспортного налога) по нормативу 100 %.

Кроме того, в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

– налога на прибыль организаций - по ставке 18%;

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 70% (с 2012г. – 80%);

– акцизов – в зависимости от вида подакцизных товаров;

– налога на добычу полезных ископаемых – в зависимости от вида полезного ископаемого;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - 80 %;

– сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100%;

– налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в том числе в виде стоимости патента) - по нормативу 100%;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

40% процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;

60% указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Формирование налоговых доходов бюджета РТ в части поступления налогов на совокупный доход в соответствии с Бюджетным кодексом РТ имеет определенные особенности (см. таблицу 8).

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Данные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;

– доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;

– доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов РФ;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40% и т.д.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

– единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

– единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Структура доходов бюджета РТ отражена в таблице 5.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: