Заключительное слово

Уважаемые коллеги, я два слова ещё скажу в порядке комментария к тому, что прозвучало из уст Министра и некоторых других выступающих.

Задачи, которые поставлены, являются традиционными, с одной стороны, с другой стороны – к сожалению, их актуальность не уменьшается. Я подведу короткие итоги.

Считаю, что на самом деле есть ряд позиций, на которые нужно обращать повышенное внимание. Об этом, кстати, говорили в своём выступлении Министр внутренних дел, и Генеральный прокурор, и Председатель Совета Федерации. Одна из таких тем – это экстремизм. Это исключительно большая опасность. Я не думаю, что нужно убеждать присутствующих в зале в том, какую опасность содержат в себе экстремистские проявления, особенно в период кризиса. Такие преступления способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество. Поэтому я ещё раз обращаюсь к руководящему составу МВД. За такого рода проявлениями, за такими действиями нужно следить очень и очень внимательно, особенно в нынешних условиях. Рассчитываю на то, что этот вопрос будет в зоне внимания всех правоохранительных органов: и МВД, и ФСБ, и прокуратуры, и региональных властей.

Ещё одна тема, о которой говорил Министр в своём выступлении, – антикоррупционная тема, борьба с коррупцией – важнейшая задача для страны. Как мы и договаривались, все нормативные акты приняты, закон, для того чтобы их использовать, есть. Я хотел бы, чтобы вы их боле активно применяли. Десять лет я слышал о том, что в нашей стране нет определения коррупции и из-за этого законодательство не работает. Теперь оно есть – применяйте. Естественно, что этот закон адресован ко всем, в том числе и к самому Министерству внутренних дел.

Вопросы обеспечения собственной безопасности остаются крайне значимыми для Министерства внутренних дел. Вы сами знаете свои болевые точки.

Контроль за государственными бюджетными средствами, особенно в условиях кризиса, также является абсолютно необходимым. Здесь компетенция есть не только, конечно, у МВД – есть и у других структур, у контрольных инстанций, но есть в этой теме и ваш участок. Денег много, увеличилась инфляция – это создаёт дополнительное давление и в известной мере просто ухудшает криминогенный фон. Поэтому следить за этими процессами нужно и по линии Министерства внутренних дел.

Есть задачи, которые относятся к комплексным. Я говорил о задаче профилактики преступлений. Вчера разбирался с обстоятельствами трагического происшествия в Коми. Тотальная безответственность, разгильдяйство по всем направлениям. Даже самого дома престарелых, который сгорел вместе с людьми, не существовало как юридически оформленного объекта. И никто даже не шевелился. Или если и делали, то какие-то совершенно ритуальные вещи. Ну что, милиция не знала, что этого дома нет, что он даже не зарегистрирован? Ничего не сделали. Рашид Гумарович [Нургалиев, Министр внутренних дел], по Вашей линии тоже разберитесь и доложите, что делалось по соответствующему направлению. И таких примеров полно. Только когда гореть начинают – к этому внимание приковано.

Ещё одна тема, которую, как я считаю, действительно нужно было бы обсудить. В нынешних условиях очень быстро меняются общественные отношения, быстро происходят изменения в общественной жизни. Если такие изменения происходят – на них нужно более точно, более адресно откликаться. Если требуется, то менять и уголовное законодательство, и уголовно-процессуальное законодательство. И в том, что касается криминализации отдельных деяний, а также введения квалифицирующих обстоятельств по таким действиям, по таким преступлениям, так и в части декриминализации. Я думаю, что в этом смысле Сергей Михайлович [Миронов, Председатель Совета Федерации] прав: здесь должно быть налажено полноценное сотрудничество между правоохранительными органами, следственными органами и законодателями. Нужно точнее и более гибко реагировать на те изменения, которые происходят.

И ещё одна тема, о которой я не могу не сказать, – это материальная база органов внутренних дел и социальное самочувствие работников внутренних дел.

Развитие новых технологий, формирование и использование современных глобальных информационных баз, конечно, сказалось и на действии Министерства внутренних дел. Я посмотрел (в докладе об этом говорилось): создана специальная единая информационная коммуникационная система МВД. Очень хорошо, что она создана. Надеюсь, что она заработает в полную меру, потому что явно она сегодня работает не везде – вернее говоря, проникает не на самый нижний уровень. В столицах она, конечно, работает, в центрах субъектов Федерации, насколько я понимаю, тоже, но нужно, чтобы она работала в каждом районном управлении, практически в каждом сельском населённом пункте, если там есть отделение Министерства внутренних дел. Поэтому эту работу нужно продолжить. Я считаю, что это очень важно, и без такого рода системы вы просто не сможете работать уже в самом ближайшем будущем.

И второй вопрос – это социальная защита сотрудников внутренних дел. Работа по созданию привлекательного социального статуса сотрудника Министерства внутренних дел должна быть продолжена, несмотря на кризис, потому что если этим не заниматься, то и у вас будет отток, а самое главное – люди не смогут нормально исполнять свои служебные обязанности. Поэтому, несмотря на трудности, которые сегодня испытывает наша страна, и естественные проблемы с государственным бюджетом, эта тема должна оставаться в зоне внимания руководства Министерства внутренних дел. Потому что от неё зависит работоспособность всего органа.

Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи, я хотел бы ещё раз вас поблагодарить за службу и пожелать вам успехов в вашем труде.

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева 1 июля 2008 г.
на Всероссийском совещании руководителей органов,
подразделений, учреждений системы
Министерства внутренних дел Российской Федерации

Давно известно, что есть особый круг профессий, от компетентности представителей которых зависят жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время, когда одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности, авторитет закона напрямую зависит от людей, стоящих на его страже. Они олицетворяют собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника милиции, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве обретают статус государственной важности. Ведь, сотрудник милиции, как представитель власти, всегда находится на виду у людей. По его поведению, отношению к вышеуказанным нравственным ценностям, даже по внешнему виду, поведению на работе и в быту значительная часть населения судит обо всех властных структурах.

Органы внутренних дел являются ключевым звеном правоохранительной системы, оказывающим существенное влияние на повседневную жизнь граждан. Именно поэтому воспитательная работа в нашей системе является важнейшим фактором формирования нового сотрудника органов внутренних дел, профессионально грамотного, преданного своей работе, четко понимающего значение слов – честь и достоинство, совесть и долг. Устойчивыми чертами характера каждого сотрудника милиции должны стать: нравственная чистоплотность, патриотизм, честность и порядочность, уважение к человеку, его правам и свободам.

Сегодня мы услышали о реализуемых мерах по совершенствованию воспитательной работы. В настоящее время созданы воспитательные аппараты, укреплен их кадровый состав, существенно повышена ответственность руководителей всех уровней за состояние дисциплины и законности в подчиненных подразделениях. Для предотвращения правонарушений и пресечения серьезных дисциплинарных проступков, прежде всего, среди начальствующего состава органов внутренних дел повсеместно воссозданы инспекции по личному составу. В июне прошлого года разработана и успешно реализуется Концепция обеспечения собственной безопасности МВД России. Активно проводятся мероприятия в рамках ведомственной Программы комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений МВД России на 2007–2010 годы.

Как вам известно, главным показателем эффективности проводимой воспитательной работы было и остается состояние служебной дисциплины и законности. Оно же, несмотря на принимаемые меры, меняется в лучшую сторону крайне медленно и вызывает вполне обоснованную тревогу. В подтверждение своих слов приведу некоторые статистические данные.

В целом по МВД России в истекшем году допустили нарушения служебной дисциплины более 141 тысячи сотрудников, что на 3,4 % меньше, чем в 2006 году. Уменьшилось число нарушителей в следственных аппаратах, уголовном розыске, службе участковых уполномоченных милиции, подразделениях БЭП. В то же время стало больше нарушителей в подразделениях ГИБДД и ППС. На треть и больше возросло число нарушителей в МВД по республикам Чувашия, Хакасия, УВД по Новгородской области и Ненецкому автономному округу.

Наихудшие показатели по числу сотрудников, допустивших нарушения законности, в расчете на 1 тысячу личного состава, имеют МВД по республикам Алтай, Бурятия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Тыва, ГУВД по Красноярскому краю, Тюменской и Саратовской областям, УВД по Астраханской области (более 60 при среднем показателе по России 40).

В последние годы в работе по укреплению служебной дисциплины приоритет отдавался превентивным мерам. Был ужесточен контроль за поведением сотрудников на службе и в быту. Более регулярными и качественными стали проверки по всем направлениям оперативно-служебной деятельности. К нарушителям применялись самые строгие меры дисциплинарного воздействия.

Как результат, количество сотрудников, привлеченных к ответственности за совершение правонарушений, в первом квартале текущего года, в целом по стране возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза. В то же время число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, уменьшилось более чем на 20%, а за совершение должностных преступлений – почти на четверть.

За январь-март текущего года снизилось число сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, в 52 регионах страны. К сожалению, не во всех субъектах Российской Федерации с должным вниманием отнеслись к указанной работе. В итоге зафиксирован существенный рост данного показателя в республиках Карачаево-Черкесия (в 2,2 раза), Хакассия (в 11 раз), Саха (Якутия) (в 4 раза), Костромской (в 2,3 раза), Новгородской (в 1,6 раза), Самарской (в 2,3 раза) и Ярославской (в 11 раз) областях.

Требую от руководителей органов внутренних дел названных мной регионов усилить контроль за работой подчиненных, разработать дополнительные меры по укреплению дисциплины среди личного состава. Причем одновременно требую ставить вопрос и об ответственности непосредственных руководителей, чьи подчиненные окажутся замешанными в коррупционных скандалах. Факты «крышевания» коммерческих структур, вмешательство сотрудников органов правопорядка в споры хозяйствующих субъектов, силовая поддержка рейдерских захватов, принятие «заказных» уголовно-процессуальных решений должны быть искоренены в нашей системе раз и навсегда.

Эта работа не одного дня. Решение подобных широкомасштабных задач можно осуществить только комплексно. В связи с этим необходимо в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами на постоянной, плановой основе, без элементов кампанейщины, наращивать усилия по недопущению и пресечению фактов коррупционного поведения в собственных рядах.

На мой взгляд, одними карательными мерами данную проблему не решить. Приоритетными должны стать меры превентивного воспитательного и информационно-пропагандистского характера.

На мой взгляд, назрела необходимость разработки программы антикоррупционной защиты системы МВД России на среднесрочную перспективу, в которой, не дублируя уже упомянутые мною выше документы, будут конкретизированы и развиты положения Национального плана противодействия коррупции (будет подписан Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в ближайшее время), а также зафиксированы иные системные меры профилактики и противодействия обсуждаемому негативному явлению в органах внутренних дел. Например, и в Концепции обеспечения собственной безопасности МВД России, и в проекте федерального закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации» говорится о ротации руководящих кадров через шесть лет службы. При этом конкретных мероприятий по реализации данной важнейшей антикоррупционной меры не указано. Думается, что в упомянутой мной программе такие алгоритмы и должны найти свое отражение с просчетом и указанием соответствующих финансовых средств на их реализацию.

В данном документе необходимо предусмотреть все меры, которые мы можем реализовать как самостоятельно, так и с помощью других министерств и ведомств. Они должны носить системный характер и охватывать все этапы службы в органах внутренних дел, начиная от отбора кандидата на службу до выхода сотрудника на пенсию, создать условия для реального повышения уровня антикоррупционной устойчивости сотрудников.

Предлагаю подумать и до 15 августа текущего года дать предложения в Департамент кадрового обеспечения. Начальника Департамента Кикотя Владимира Яковлевича совместно с ДСБ МВД России прошу до 1 декабря представить проект Программы мне на подпись.

Проблема искоренения коррупционных отношений тесно связана и с необходимостью восстановления авторитета милиции в российском обществе. Большинство жителей нашей страны считает, что наличие коррупции в тех структурах, которые сами должны в первую очередь бороться с преступностью, недопустимо. Она подрывает у людей веру в справедливость, способность государства обеспечить надежную защиту их законных прав и интересов.

Мнение населения о работе органов внутренних дел является одним из важнейших критериев оценки результатов нашей деятельности. В настоящее время мы используем только данные, полученные независимыми социологическими службами. Аналитический центр Юрия Левады, регулярно проводящий общероссийские тематические опросы, зафиксировал, что доля граждан, не доверяющих милиции, остается неизменной в течение последних 10 лет и достигает примерно 40%. Исследования Фонда «Общественное мнение», ВЦИОМа и Центра РОМИР дают схожие показатели.

Несмотря на негативные оценки работы милиции, население заинтересовано в существовании милиции как института власти, желая изменений в качестве и методах ее работы. Именно этим объясняется готовность граждан помогать работе милиции, а таких, по результатам массового опроса Центра «Демос», около 60%. Это можно интерпретировать как значительный кредит доверия, выданный правоохранительным органам и государству в целом. Усиление борьбы с коррупционными проявлениями будет способствовать улучшению отношения населения к органам внутренних дел.

В контексте рассматриваемой сегодня темы скажу несколько слов по проблемам укрепления кадрового потенциала органов и подразделений внутренних дел. В МВД России этому направлению деятельности уделяется особое внимание.

В начале октября прошлого на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, в котором приняли участие более 700 представителей органов и подразделений внутренних дел, внутренних войск, начальники департаментов МВД России и их помощники по кадрам, были обсуждены фундаментальные проблемы кадрового строительства, выработаны соответствующие управленческие решения, своего рода долгосрочные алгоритмы работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пути совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников милиции обсуждены в марте 2007 года в г. Казани на учебно-методическом сборе начальников образовательных учреждений МВД России. По моему поручению подготовлена и прошла согласование в департаментах МВД России ведомственная целевая программа «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года».

Материалы указанных совещаний у вас имеются, поэтому принятые на них решения и высказанные рекомендации должны быть положены в основу кадровой политики.

В быстроменяющейся оперативной обстановке, когда возникают новые криминальные вызовы и террористические угрозы, на первый план выдвигается задача повышения профессионализма сотрудников милиции. Ежегодно ведомственные образовательные учреждения выпускают порядка 25–30 тысяч человек. В результате за последние 7 лет во всех ведущих отраслевых службах на 10–14% увеличилась доля специалистов юридического профиля. Однако до сих пор в органах внутренних дел ощущается дефицит квалифицированных специалистов с юридическим образованием. Надо принять все меры к тому, чтобы наши молодые специалисты находили свое место в коллективе, были окружены вниманием и заботой, а не оставались со своими проблемами один на один. На увольнение молодого сотрудника по собственному желанию, особенно на первом году службы, надо реагировать как на чрезвычайное происшествие.

Необходимо придать новый импульс такой важной форме подготовки молодых сотрудников к самостоятельной работе как наставничество. Попадая на работу в отдел милиции, «молодой» сотрудник получает недостающие знания и навыки от сослуживцев, старших по званию и выслуге лет. Наставничество – всегда субъективная схема обучения, воспитания и контроля. В советские времена поддержка и опыт старших товарищей давали необходимые знания, навыки и умения, повышали стремление к профессиональному росту. Но сегодня наставничество во многих отделах внутренних дел превратилось в свою противоположность. Нередко оно обеспечивает лишь воспроизводство примитивных шаблонов работы, иногда служит укоренению не всегда законных методов раскрытия и расследования преступлений. Это бывает в тех случаях, когда наставником назначается сотрудник, который рассматривает требования уголовно-процессуального законодательства как несущественную формальность, препятствующую результативной работе. Для которого проще выбить признание от подозреваемого с помощью кулаков, чем изобличить его путем умелых и продуманных допросов, используя передовые достижения в технико-криминалистической работе. Нередко на практике встречаются и такие случаи, когда ради отчетности, наставниками закрепляются сотрудники, которые проработали в органах на полгода больше, и которых самих еще надо обучать и опекать. Предлагаю в кратчайший срок переработать Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 30 июня 1994 года № 221, максимально конкретизировав требования к лицам, осуществляющим наставничество. Подумать о дополнительных материальных стимулах наставникам, добросовестно относящимся к этой дополнительной для себя нагрузке и их солидарной ответственности с подопечным в случае совершения молодым сотрудником нарушения закона или этических норм и правил.

Требует совершенствования система профессиональной подготовки и переподготовки личного состава, повышения его квалификации. Не секрет, что многие наши сотрудники, закончив десятилетия назад учебные заведения, больше повышением своего образования не занимаются. Живут старым багажом, за изменениями в законодательстве не следят, при этом продолжают формально оставаться высококвалифицированными специалистами. Какой опыт и знания они могут передать молодым сотрудникам? Естественно, никакого. Для наведения порядка в этом вопросе требую внести в приказ МВД России № 815 – 2005 года отдельную позицию по каждому подразделению, чтобы при инспектированиях и контрольных проверках обязательно проверялись знания нормативной правовой базы как минимум у половины сотрудников. От людей, не желающих повышать свой образовательный уровень, следует избавляться.

Весьма важным фактором повышения эффективности оперативно-служебной деятельности является создание благоприятного морально-психологического климата в коллективах. Формирование такого климата во многом зависит от поведения руководителя, который сам должен быть образцом выполнения служебного долга. В любом подразделении должна существовать атмосфера откровенных и искренних отношений, как между сотрудниками, так и между руководителями и подчиненными. В сложной и опасной милицейской работе всегда должно быть чувство локтя. Каждый сотрудник должен быть уверен, что рядом с ним надежный и верный друг, который не оставит в беде, вовремя придет на помощь.

Не менее важна и убежденность любого из нас в том, что коллектив как единое целое защитит и встанет за тебя «горой» при любой несправедливости и навета в твой адрес, откуда бы они не исходили, не бросит в трудную минуту, когда бы она не пришла – во время службы или на заслуженном отдыхе. Формирование такого коллектива считаю важнейшей и первоочередной задачей руководителя любого уровня.

Грубость, высокомерие, авторитарный стиль руководства, сопряженные с постоянным унижением подчиненных недопустимы. Если лишь принудительные меры будут являться мотивами выполнения поставленных задач, то такое подразделение со временем окажется неработоспособным и не сможет качественно выполнять возложенные функции. Из него постепенно уйдут лучшие работники.

Заслуживает внимания предложение Департамента кадрового обеспечения о целесообразности разработки нормативного правого акта о поручительстве сотрудников органов внутренних дел за кандидатов, принимаемых на службу. Вместе с тем предупреждаю – не превратите в очередной раз благое намерение в пустую формальность, обличенную в красивую оболочку.

В приказе должна быть предусмотрена реальная ответственность не только непосредственного руководителя, чей подчиненный совершил преступление или увольняется по отрицательным мотивам, но и того лица, по чьей рекомендации последний был принят на работу. Если предлагаешь на службу кого-либо, будь добр, неси за него определенное время и ответственность. По моему мнению, это справедливо.

В этот же разряд относятся и многочисленные ведомственные согласования при назначении руководителей различного уровня на службу. Желающих поучаствовать в согласовании при назначении на должность не уменьшается. Однако персональной ответственности за проступки и преступления согласованных лиц никто не несет. Эту практику надо тоже пересмотреть.

Важной ключевой составляющей для функционирования правоохранительных органов является компетентность и мотивированность кадров. Многие руководители органов внутренних дел и работники кадровых аппаратов, ссылаясь на многочисленные объективные трудности, стали заниматься просто набором кадров, а не их отбором. Как результат, в наши ряды попало много людей, которым не место в милиции. Эти случайные люди не осознают в полной мере свою общественную миссию и не имеют сильной личной мотивации к службе. От такого сотрудника трудно требовать ответственного и профессионального подхода к своей работе.

Неудивительно, что многие отделы внутренних дел живут в условиях высокой текучки кадров. Даже изначально мотивированные сотрудники зачастую уходят из милиции, предпочитая более размеренный график работы, лучшую зарплату, профессиональную самостоятельность. Одни увольняются, но есть и такие, которые стремятся компенсировать тяготы службы использованием в личных целях имеющихся у них властных полномочий.

Вокруг таких сотрудников надо создавать обстановку нетерпимости. Факты грубого нарушения служебной дисциплины с их стороны необходимо рассматривать на общих собраниях коллектива. Давать их действиям принципиальную оценку. Видимо, настало время в полном объеме возродить деятельность офицерских судов чести, товарищеских судов рядового и младшего начальствующего составов, которые неплохо зарекомендовали себя в советские времена. Профилактический эффект от их деятельности был довольно значительным. К сожалению, сейчас их работа сведена к минимуму и не затрагивает вопросов соблюдения морально-этических норм поведения.

Огромный воспитательный потенциал имеется у ветеранских организаций. Они созданы во всех субъектах Российской Федерации, в округах внутренних войск и департаментах МВД России и насчитывают в своих рядах свыше полумиллиона человек. Сегодня почти 50 тысяч ветеранов участвуют в практической деятельности органов внутренних дел и подразделений внутренних войск, принимают активное участие в раскрытии и расследовании отдельных преступлений, обеспечении общественного порядка, предупреждении малолетней преступности. Свыше 18 тысяч из них являются наставниками молодых сотрудников.

В апреле 2007 года проведена 5-ая отчетно-выборная конференция Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, на которой определены пути дальнейшего совершенствования взаимодействия ветеранских организаций с органами и подразделениями системы МВД России. Требую не забывать об этом важном резерве воспитательных сил и шире использовать помощь ветеранов в данной работе.

И последнее, что я хочу сказать. Общенациональная стратегия развития России на период до 2020 года, разработанная руководством страны, охватывает все ключевые направления и направлена на создание условий для того, чтобы жизнь каждого гражданина была безопасной и благополучной. И успех в реализации этих грандиозных планов во многом зависит от качества работы органов внутренних дел, российской милиции. Нам надо приложить все усилия, чтобы этот стратегический план был полностью претворен в жизнь.

Нургалиев Р.Г. Барьер от коррупции.
Концепция обеспечения собственной безопасности
очистит милицию от взяточников и преступников [20]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: