Д. Завершающая диагностика

Инструкция: завершите предложения.

1. Во время занятий............

2. Мне понравилось, что.........

3. Насчет.............

4. Неудачным было...........

5. Если бы............

6. Я чувствовал (а)...........

7. Видеть со стороны.............

8. Мой образ............

9. Главное в том, что.................

10. Я и группа...................

11. А ещё..................

2. Практическая психология

Упражнение 1: Пословицы (Е.А. Климов)

Цель: умение сопоставлять житейские и научные знания, быстро их предъявлять, изучение психологических признаков труда в народном сознании.

Участники работают индивидуально. Ведущий дает студентам следующую инструкцию к выполнению работы: “Я буду зачитывать не спеша в алфавитном порядке народные пословицы, называя их порядковые номера. В этих пословицах — проявлении народной мудрости — можно усмотреть идеи, соотносимые с психологическими признаками труда (сознания людей как деятелей). Напоминания об этих признаках приведены в таблице в виде кратких формулировок, “ключевых выражений”. Таблица предъявляется студентам, и они перерисовывают ее в свою тетрадь.

Смысл признака Номера соответствующих пословиц
Предвосхищение ценного итога  
Сознание обязательности итога  
Ориентировка в орудиях, средствах работы  
Осознание системы межличностных отношений  

Участники проставляют называемые номера пословиц в тех горизонтальных графах, “строках” бланка, в которых указан признак труда, согласующийся, по их мнению, со смыслом пословицы.

Фразеологизмы:

1. А воз и ныне там.

2. А ларчик просто открывался.

3. Артельный (общий) горшок гуще кипит.

4. Бабушка еще надвое сказала.

5. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь.

6. Берись дружно, не будет гузно.

7. Была бы шея, а хомут найдется.

8. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.

9. В дождь коси, в вёдро греби.

10. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь — легче справишь.

11. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

12. Воду в ступе толочь — вода и будет.

13. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.

14. Волк коню не товарищ.

15. Волка бояться — в лес не ходить.

16. Воробьи торопились, да маленькими уродились.

17. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.

18. Встанешь раньше, шагнешь дальше.

19. Всякая сосна своему бору шумит.

20. Глаза боятся, а руки делают.

21. Дружба дружбой, а служба службой.

22. Дружно — не гузно, а врозь — хоть брось.

23. Жалует царь, да не жалует псарь.

24. За вкус не берусь, а горячо сварю.

25. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

26. Клин клином вышибай.

27. Криком изба не рубится.

28. Ладил мужичок челночек, а свел на уховертку.

29. Метил в ворону, а попал в корову.

30. Мужик, умирать собирайся, а землю паши.

31. Начал за здравие, а свел за упокой.

32. Не клин бы да не мох, так и плотник бы сдох.

33. Ошибка в фальшь не ставится.

34. Поехала кума неведомо куда.

35. Час упустишь, годом не наверстаешь.

36. Это еще цветочки, а ягодки впереди.

37. Языком масла не собьешь.

Обсуждение: После окончания работы ведущий берет на выбор одну из работ студентов (с его согласия) и оглашает результат. Просит поднять руки тех, кто согласен, затем — кто не согласен с предложенным ответом. Итогом может стать небольшая дискуссия.

Упражнение 2: Практическая психология

Цель: осмыслить свое восприятие практической психологии, свое отношение к ней в целом.

Участники выбирают роли, из которых они определят свое отношение к практической психологии: 1 — священник, 2 — врач, 3 — физик, 4 — журналист, 5 — обыватель, 6 — учитель, 7 — экстрасенс, 8 — академический психолог, 9 — философ. Один участник исполняет роль Практической психологии. Он выслушивает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.

Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность исполнения роли, оценка своего отношения.

Упражнение 3: Человек на своем месте (С.Ю. Смагина)

Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях.

Участники делятся на две команды. Первая команда выступает от имени студентов, вторая — от имени специалистов. Раздаются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме “Замечательная пора студенчества”, а команда профессионалов — “Замечательная пора профессиональной зрелости”. Затем каждая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелости. Самый важный атрибут группа выделяет (подчеркивает). Через 15-20 минут работы команды обмениваются листами. На противоположной стороне листа “студенты” и “профессионалы” рисуют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое творчество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль профессионала, а также просит студентов указать свои личностные особенности, которые позволят им достичь успешной профессиональной зрелости. Каждый из участников на своем индивидуальном листе пишет возраст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощущаться меньше, объясняет почему и перечисляет наличие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Ведущий, подводя итоги, говорит, что самое привлекательное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие качества участники группы чаще всего указывали.

Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая — от имени социального психолога, третья — от имени клинического психолога, четвертая — от имени психолога-преподавателя. Раздаются листки, где каждая команда перечисляет 6 атрибутов конкретной специализации, подчеркивая наиболее значимый. Через 10-15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каждая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и выделяет наиболее существенный. Далее команды проговаривают плюсы и минусы всех обозначенных специальностей. Ведущий просит каждого участника перечислить те свойства своей личности, которые наиболее соответствуют одной из перечисленных специальностей.

Упражнение 4: Профессиональный почерк (по Е.А. Климову)

Цель: выявление эталонного варианта психологической деятельности.

Группе предлагается описать разные стили (или хотя бы отдельные черты, “штрихи” разных стилей) успешной работы по профессии психолог, свойственные людям, различающимся по своим личностным качествам, возрасту, полу.

Геннадий П., 28 лет, окончил МГУ, мать и отец — врачи, неженат, остроумен, общителен.

Алия З., 42 года, окончила МПГУ, мать-одиночка, интеллигентная, деликатная дама.

Татьяна П., 46 лет, окончила МГУ, кандидат психологических наук, замужем, двое детей, серьезна, ответственна.

Федор Н., 39 лет, окончил Пермский политехнический институт, “сертифицированный” психолог, женат, трое детей, имеет собственную практику, инициативен, предприимчив.

Оксана Ф., 24 года, выпускница РГГУ, незамужем, интересная, обаятельная и сентиментальная девушка.

Ольга Н., 31 год, окончила Ростовский университет, незамужем, умная, экстравагантная дама.

Арсений К., 59 лет, окончил Ленинградский (Санкт-Петербургский) университет, женат, 1 ребенок, авторитетен и авторитарен.

Ильгиз Р., 34 года, окончил Казанский университет, женат, детей четверо, “генератор” идей, заводила.

Глеб Д., 27 лет, выпускник небюджетного вуза МОСУ, женат, детей нет, самостоятельный, ответственный человек.

Обсуждение: проанализировать составляющие успешной работы, сравнить общие и различные компоненты.

Упражнение 5: Процесс обучения (К. Фопель)

Цель: проанализировать процесс получения знаний, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше.

Участникам предлагается сопоставить три разных аспекта своих знаний: что они узнали о практической психологии от других, что они узнали из своего опыта и что еще хотели бы для себя прояснить.

Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, разделить его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальные линии. В первой нужно в нескольких словах написать и в символической форме изобразить, чему научили другие в области практической психологии. Какое отношение к практической психологии закладывается в процессе обучения? Какое представление о практической психологии получено от других людей?

Во втором прямоугольнике кратко производится краткая запись и делается символическое изображение, чему научились самостоятельно. К чему участники пришли на основе собственного жизненного и профессионального опыта? Что они прочитали, что узнали, наблюдая за собой и другими?

В третьем прямоугольнике кратко записывается и символически изображается, что еще остается неизвестным, что хочется изучить, понять, узнать, с чем связываются ожидания, т.е. обозначается перспектива дальнейшего развития знаний.

Четвертый прямоугольник оставляют пустым. В него можно внести идеи, наблюдения, планы и проекты, которые возникнут в ходе работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.

Упражнение 6: Путешествие за мифами

Цель: показать мифологические составляющие нашего профессионального сознания.

Озвучить и обсудить на группе некоторые мифы нашего современного общества, например:

1) Все делают так.

2) Труд всегда вознаграждается.

3) Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете.

4) Новое — это хорошо забытое старое.

Затем добавляются один или несколько профессиональных мифов психологов-практиков, например:

1. Практика имеет дело с научным, знанием и теорией.

2. Человек “прозрачен”, его рано или поздно целиком и полностью можно описать на основе исповедуемой практиком психологической теории.

3. Психолог, познав в своей науке устройство психики, ее законы, может управлять человеческим поведением, превратить его в средство своей деятельности (курсивы — В.М. Розин).

4. Эмпатия к другому человеку гарантирует (курсив — Л.Ш.) успех психологической помощи (Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева).

Обсуждение: откуда могли появиться эти мифы? Какие факторы способствовали их “увековечиванию”? Что можно сделать, чтобы развеять эти мифы? Это действительно мифы или в них большая доля правды?

Группе предлагается создать собственный перечень профессиональных мифов психологов-практиков.

3. Я и Дело

“...если вы не хотите работать, то единственное,

что позволяет вам иметь средства, чтобы не работать,

это усердная работа”.

Огден Нэш

3.1. Личностное самоопределение практического психолога

Упражнение 7: Ключи (К. Фопелъ)

Цель: развитие символического мышления, проработка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и “принятие” новых перспектив.

Ведущий демонстрирует участникам связку ключей, символически выражающую возможности что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя. Тот из участников, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать её в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то “открывать” или, наоборот, “запирать”. После того как участник расскажет о своих целях, он передает связку следующему.

Упражнение 8: Звездный час (Н.С. Пряжников)

Каждому участнику необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для профессии психолога радостей (ради чего представители данной профессии вообще живут, что для них самое главное в жизни, работе...).

Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил.

Обсуждение: уточнение, выражение своих мнений.

Упражнение 9: Что я хочу изменить (К. Фопель)

Цель: выражение участниками группы цели своей жизни в стиле театра импровизаций.

Участникам предлагается выяснить, кто какие цели ставит перед собой в жизни в настоящее время. Каждый будет делать это без слов, и каждый сможет показать другим, к чему он стремится.

Участники встают, образуя круг. Каждый по очереди выходит в середину круга и в течение одной-двух минут показывает формы поведения, от которых он хотел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их варианты поведения. Тот, кто думает, что понял действия этого человека, присоединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. По мнению К. Фопеля, стоящему в круге будет не так одиноко, а другим станет легче отождествиться с ним и понять его.

Упражнение 10: Профессиональные стереотипы (Л.В. Тарабакина)

Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.

Предполагая, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание:

1. Студента;

2. Русского человека;

3. Психолога;

4. Бедняка;

5. Девушки;

6. Преподавателя;

7. Юноши;

8. Артиста;

9. Алкоголика.

Участники зачитывают свои описания.

Обсуждение: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?

Продолжение. Каждого участника просят подчеркнуть те качества из написанных на листочке (про студента, русского, бедняка, девушки и пр.), которые, на его взгляд, соответствуют лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свойства. Задание: угадать, кто автор.

Обсуждение: легко ли угадывать определить (и/или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение “своей характеристики”? Увидели ли вы образ себя за этим текстом?

Упражнение 11: Корреспондент (по В. Харькину, А. Гройсману)

Цель: рефлексия составляющих профессионального образа психолога, освоение “естественного” стиля профессионального поведения.

Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ — как обычный студент, другой раз — как “психолог”.

Примеры вопросов:

Почему люди лгут?

Зачем люди нужны друг другу?

Если человек плачет, можно ли ему верить?

Я боюсь некоторых вещей. Всем ли людям свойственно бояться?

Что такое любовь, кто знает?

Если ничего не хочется, что делать?

Меня часто обижают, а я не умею защищаться. Как быть?

Обсуждение: что отличает “обычного человека” от “психолога”, какие свои установки проявились в общении, обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации.

Упражнение 12: Гостиница

Цель: рефлексия образа профессионального психолога.

В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них психологов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: “Места только для психологов”.

Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие заполучить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за психологов. Ему нужно быть начеку.

Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущим). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психологов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.

Обсуждение с видеопросмотром: группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как психолога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались психологи, воплощая этот образ?

Упражнение 13: Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (по С.Ю. Смагиной)

Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников — сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В завершении встречи группе предлагается организовать совместное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники тренинга зачитывают сформулированные ими законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс практического психолога.

Упражнение 14: Очень ничего

Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирование установки на его развитие.

Ведущий расспрашивает участников, какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональной подготовки. Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:

Уровень профессионализма Число человек
Ничего  
Очень ничего  
Очень-очень ничего  

Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем своего профессионализма? Считаете ли его достаточным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психологических услуг? Обсудите с участниками группы, какие качества повышения профессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг.

Упражнение 15: Кинорежиссеры (В.Ю. Бабайцева)

Цель: помочь “со стороны” посмотреть на профессию психолога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каждая подгруппа представляет собой кинорежиссеров какой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, работающий в этой школе, молодой психолог, начинающий свою работу в школе, пожарник, проверяющий состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается определить: а) качества, необходимые для создания данных образов, и б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегчения работы командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются заранее. Например:

- требуемые качества: решительность, непоседливость, доброжелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому научиться, признает, что порой недостаточно ясно выражается, доброжелательность, ответственность, юмор и т.д.

- нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экстравагантная прическа, говорливость, сонливый вид, тревожные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вялость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т.д.

Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица, и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах.

Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие из этих качеств обнаруживаются у себя?

Упражнение 16: Плохой психолог

Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность, умение корректно выдавать и воспринимать критику.

Из числа участников выбирается студент на роль “плохого психолога” (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психологом, либо, наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбиваются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы “обвинителей” - выделить негативную черту “плохого психолога” и описать ее проявления. Просто “оценочные” высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции “защитников” — найти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику “плохому психологу”. Высказывания говорятся в лицо “плохому психологу”, он должен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как “хорошего” психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение “держать удар”.

Упражнение 17: Поддержка

Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний.

Один выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего.

То же, но подходят сзади и обнимают сидящего.

3.2. Хронотопы

“Всё суета, суета, суета!

В чаши судьбы до краев налита”.

Огден Нэш

Упражнение 18: Человек-однодневка (Г.Н. Абрамова)

Цель: расширение временной перспективы.

Всем участникам по очереди нужно представить следующую гипотетическую ситуацию: резко сократились интервалы между некоторыми событиями, т.е. вся жизнь человека равна 1 дню. Нужно описать этот день с утра до вечера.

Обсуждение: какие чувства вызывает этот день у себя, у других.

Упражнение 19: Пространство жизни (А.А. Кроник)

Цель: тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления, тренинг “чувства реальности”.

Участники составляют список самых важных событий своего прошлого, настоящего и будущего, указывают их реальные и возможные даты.

Участники разделяются по парам. Каждый рассказывает другому о своем жизненном расписании. После этого партнеры пересказывают друг другу услышанное и могут посоветовать, как сделать жизнь продуктивнее и интереснее.

Далее участники анализируют свои жизненные цели и причины тех или иных событий (записывают в своем жизненном расписании).

Продолжая работу с жизненным пространством, пытаются разобраться в том, насколько важны в их жизни разные события и разные люди. Какие из этих событий и персонажей можно бы вычеркнуть (5-6) и наличие каких обязательно, т.к. отказаться от них невозможно (5-6 событий и значимых людей). После каждого события написать список свойств, реальных или прогнозируемых, которые появились или могут появиться после значимых событий, появление которых связано с именами конкретных значимых людей.

В завершение участникам предлагается включить в пространство жизни значимые события, которые произошли до его рождения (с ним, родителями, страной), и события, которые могут произойти после завершения его физической жизни и тем не менее связанные лично с ним, а также наиболее значимых людей, чьи взгляды и сам факт их существования оказал или оказывает огромное влияние на жизненное самоопределение человека.

Обсуждение: Какие возможности дает это задание.

Упражнение 20: События жизни (А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров)

Цель: осознание значимых событий своей жизни.

Ведущий просит каждого написать по одному событию своего прошлого, настоящего и будущего. Затем предлагает остальным участникам отгадать те события, которые написал кто-либо из членов группы (с его согласия, естественно).

Обсуждение: какие возможности дает это упражнение.

3.3. Ситуативное самоопределение практического психолога

Упражнение 21: Реклама психологических услуг (И.В. Вачков)

Цель: подчеркнуть возможности практической психологии, её лучшие стороны, заинтересовать своими услугами предполагаемых клиентов и заказчиков.

Ведущий предлагает группе создать свой рекламный ролик для психологических услуг. Для этого участники делятся на 3-4 подгруппы.

При подготовке рекламного ролика нужно соблюдать одно условие: нельзя называть и впрямую предлагать психологические услуги, необходимо представить предлагаемые психологические услуги в качестве какого-то товара. При этом в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты. Время на подготовку — 10 минут.

Вопросы для обсуждения: кому адресована ваша реклама? Какой подгруппе удалось наиболее доходчиво и убедительно разрекламировать возможности и достоинства практической психологии? Что наиболее понравилось?

Упражнение 22: Требуется психолог (И.В. Вачков)

Цель: рефлексия профессиональных требований к кандидату в психологи и соответствие их личностным ожиданиям и готовности, осмысление процесса поиска вакансий.

Ведущий объявляет, что он становится редактором газеты бесплатных объявлений. Каждый из участников может поместить в газету объявление о приглашении на работу психолога. В объявлении не ограничивается количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в психологи, весь набор качеств, которыми он должен обладать, можно нарисовать его портрет. Можно рассказать о себе, своем деле, фирме или организации. Следует только помнить, что объявлений о приглашении на работу будет много и каждому участнику надо позаботиться, чтобы именно его привлекло внимание. Время на подготовку — 10 минут. Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Затем листы с объявлениями снимаются. Каждый может посмотреть, отозвались ли на его приглашение, и подсчитывает количество кружков на листах. Ведущий предлагает каждому по кругу назвать одну цифру — количество доставшихся выборов.

Вопросы для обсуждения: чем характеризуется объявление, набравшее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало откликнуться на другие объявления? Какие требования чаще всего выдвигались к кандидату в психологи? Какие требования нанимателя легче всего удовлетворить? Чем легче всего заинтересовать человека? Обнаружились ли “секреты” помещения объявлений о вакансиях, обеспечивающих отклики нужной категории кандидатов?

Упражнение 23: Тратим деньги на Дело

Цель: дать возможность группе помечтать о реализации профессиональных целей без финансовых ограничений.

Ведущий сообщает группе, что какой-то неизвестный филантроп дал вам сумку, полную денег, для того чтобы участники могли потратить их на свое профессиональное развитие и реализацию профессиональных целей. В сумке находится 1 000 000 рублей с запиской, что нет никаких ограничений, кроме одного — все деньги должны быть потрачены для достижения профессиональных целей (на Дело и себя, способного его осуществить). Другими словами, не должно быть никаких путешествий на Гавайи и других вещей подобного рода. Каждый участник пишет на листке свои желания, которые возможно осуществить при наличии такой суммы денег. Далее, ведущий формирует группы по 3 человека и поручает им написать “лист желаний” о необходимых расходах. Затем каждую группу просят огласить результаты.

Вопросы для обсуждения: кто изменил свои собственные мысли после совещания со своей командой? Был ли групповой лист предложений лучше, чем индивидуальные желания? Почему? Если ваше предложение действительно очень важно, как можно убедить в этом остальных?

Упражнение 24: Главные мотивирующие факторы в работе

Цель: убедить участников, что совершенно необходимо быть внимательным при изучении факторов работы.

Материалы: По копии бланка “Факторы работы” для каждого участника, ручки и карандаши.

Каждый участник получает копии бланка “Факторы работы” и оценивает приведенные факторы по 12-балльной системе (1 — высшая оценка, 12 — низшая). Результаты заносятся в первую колонку. Затем группа разбивается на подгруппы, обсуждает приведенные факторы и вырабатывает совместную оценку факторов работы психологов, которую заносят в следующую свободную колонку. Далее идет обмен мнениями между подгруппами.

Бланк “Факторы работы психологов”

1. возможность карьерных перспектив и продвижения    
2. контроль над объемом работы    
3. свободный рабочий график    
4. возможность профессионального развития и обучения    
5. безопасность работы    
6. открытое общение и хороший микроклимат в коллективе    
7. заработная плата    
8. размеры организации    
9. стимул работы (поощрения)    
10. возраст организации или учреждения    
11. сфера деятельности, область приложения усилий (спорт, школа, клиника, рекламное агентство и пр.)    
12. тип деятельности (диагностика, консультирование, коррекция и др.)    
другое    

Вопросы для обсуждения: насколько согласованными оказались мнения в оценке факторов работы? Что оказалось наиболее важным в приведенном списке факторов? Нужно ли учитывать данные факторы при принятии решения об устройстве на работу? Какая работа прошла лучше: индивидуальная или групповая?

Упражнение 25: Ловушки-капканчики (Н.С. Пряжников)

Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Каждый участник должен определить некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.

После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее по циклическому принципу участнику, сидящему через два человека от него. Тот должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.

Ведущий с помощью остальных участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

Обсуждение: какие трудности уже встречались на профессиональном пути, как они преодолевались, обмен опытом.

Упражнение 26: Князь (С. Чижова)

Цель: развитие способности почувствовать “удачный момент”.

Строится упражнение на материале древней китайской традиции выбора князя. Традиция гласит: кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Желая получить княжеский титул, кандидат как воспитанный человек отказывается. Отвечая, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова направлялись к этому кандидату и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывался. Ему снова делали предложение. И так далее.

После любого отказа старейшины могли больше не прийти, а сделать предложение другому лицу. Кроме того, старейшины иногда делали предложения именно в расчете на отказ, чтобы выбрать другого. Обе стороны рисковали. Кандидат, отказавшись в очередной раз, рисковал не дождаться следующего предложения, а старейшины, имеющие в виду другого претендента, рисковали получить согласие.

Эта ситуация заложена в основу упражнения. Играют одновременно все слушатели, разбиваясь на пары. Один слушатель берет роль работодателя, другой — кандидата в психологи. После первого проигрыша они меняются ролями. При проведении игры используются монеты. Делая предложение, работодатель кладет перед кандидатом в психологи монету, сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну монету. Повторное предложение работодатель сопровождает еще одной монетой. Отказ — еще одна монета. Так растет небольшая горка монет, величина которой определяется пределом возможного риска с обеих сторон. Если работодатель решит, что достаточно предлагать, он со словами: “Ну, что ж поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!” забирает все монеты. Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: “Ну, что поделаешь, видно, придется согласиться!” — забирает горку монет себе. Далее следует пересадка, и те, кто играли роль старейшины, становятся кандидатами в психологи, и наоборот.

Возможна модификация: когда психолог предлагает себя Работодателю и перечисляет свои профессиональные достоинства, Работодатель решает — подходит или нет ему этот психолог. Процедура действий не меняется.

Задача участников — набрать как можно больше монет, которые в начале игры были выданы всем в одинаковом количестве. При проявлении нетерпеливости выигрыш будет небольшой. При проявлении выдержки выигрыш будет богатый, а риск большой.

Обсуждение: поделиться впечатлениями.

Упражнение 27: Кадровая справка (С. Чижова)

В настоящее время многие кадровые центры и новые фирмы создают свои банки кадровых данных. В этих целях средствами рекламы собирается необходимая информация. Каждый специалист должен уметь подготовить себе кадровую справку, заполнить существующие кадровые документы. В связи с этим студентам предлагается составить о себе информацию в “банк данных” кадрового центра.

Обсуждение: результаты данного упражнения будут обсуждать эксперты: глава фирмы и адвокат. Они выберут трех претендентов и проаргументируют свой выбор. Затем к обсуждению привлекаются все студенты.

По окончанию обсуждения студентами выполненного задания преподаватель дает следующие рекомендации по составлению данных о себе.

Кадровая справка — должна дать представление о возможностях претендента, образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте работы и личностных качествах. При этом она должна быть краткой и занимать не более одной страницы. Цель такой справки — добиться положительного отклика от потенциального работодателя.

Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее: оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и интересным. В идеале оно должно поставить вас выше всех прочих претендентов на должность и особняком от них. Для разных организаций нужно писать и печатать отдельное послание с учетом ее специфики. Письмо содержит описание должности, на которую вы претендуете, пробуждает интерес, дает представление о вашей квалификации и сообщает, как с вами можно связаться. В адресе надо написать не только титул должностного лица, но и его фамилию. Отправив письмо, через некоторое время можно позвонить.

Упражнение 28: Зарабатываем деньги (Н.С. Пряжников)

Цель: актуализировать материальную (финансовую) составляющую профессиональной и жизненной ситуации.

Упражнение-игра проводится сразу со всей группой и с каждым человеком в отдельности.

Ведущий рисует на доске бланк (см. таблицу) и одновременно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать участникам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: