Смысл и основные правила игры

За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше “денег”, как можно меньше побывать в тюрьме, да еще умудриться сделать побольше благотворительности...

Выгодные (коммерческие) сделки можно заключать только на суммы в 100, 300 и 500 рублей (см. вторую колонку в образце бланка). Например, участник хочет в свой 1-й ход заключить сделку на 300 рублей, и тогда он должен во второй колонке напротив 1-го хода проставить цифру 300.

Поскольку нормальному гражданину нужно выполнять законы, то у каждого игрока будет возможность для подстраховки несколько раз (сколько раз — он решает сам) обратиться за помощью к юристу. Но за каждое такое обращение придется отдать юристу 50 % от всей суммы сделки за данный ход. Например, если за 1-й ход участник заключил сделку на 300 рублей, то, обратившись к юристу, он должен отдать ему 150 рублей, а оставшиеся 150 рублей сразу записать в графу “Ю”, напротив 1-го хода. Если участник к юристу не обращается, то соответственно записывается прочерк (“-”).

Несколько раз в игре ведущий скажет “ревизия!” (количество неизвестно — на то и ревизия). Если игрок обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться, и он продолжает игру в обычном порядке. Но если он решил на юристе сэкономить, то наверняка у него имеются серьезные проблемы с законом, и тогда ему придется отправиться в “тюрьму”. Во-первых, у него конфискуется вся сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке). Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определяется суммой сделки: за 100 рублей беззакония — 1 год (пропускается 1 игровой ход), за 300 — 3 года (пропускается 3 хода), за 500 - 5 лет (пропускается 5 ходов). В колонке “тюрьма”, напротив номеров соответствующих ходов, проставляются буквы “Т”, означающие, что игрок в данных ходах не участвует. В третьих, за данные ходы игрок не может делать больше ничего, кроме как ждать окончания срока.

Для тех, кто “не сидит в тюрьме”, есть возможность несколько раз (сколько раз — решает он сам) за игру сделать благородное дело для сирот, больных и всех нуждающихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе “благотворительность”, напротив соответствующего хода, проставляется оставшаяся за данный ход сумма. Например, если после обращения к юристу у игрока осталось 150, то он обязан отдать сиротам их все. Если он к юристу за данный ход не обращался, то он мог бы отдать все 300.

Ведущий за всю игру должен несколько раз произнести слова “Спасибо за милость Вашу!”. Если кто-то за данный ход (когда ведущий это произнес) сделал свой благотворительный взнос, то тогда считается, что он все точно рассчитал (“не ошибся”), и тогда вся сумма этого взноса, записанная ранее в колонку “благотворительность”, утраивается и в колонке “Итоги” игрок ее сразу же выписывает. Например, если взнос составил 150, то в итоге пишется уже 450! Но если игрок за данный ход никаких взносов не делал, то в колонке “Итоги” он пишет просто оставшуюся сумму (не утроенную!).

Подведение итогов игры начинается с того, что каждый подсчитывает, сколько он всего заработал “тысяч”. По наибольшей сумме определяется победитель.

Обсуждение: можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел лет в “тюрьме”, кто там почти не был и как это соотносится с заработанными миллионами... Можно поинтересоваться у участников, кто больше всех занимался “благотворительностью”, кто ею почти не занимался и как это соотносится с итоговой суммой.

3. 4. Парадигмальное самоопределение практического психолога

Упражнение 29: Интервью

Один из участников садится в центр круга. Предварительно он определяется относительно того, какого направления он придерживается, и сообщает об этом группе. Группа может задать ему пять вопросов, но строго соблюдая рамки роли практического психолога, работающего в русле определенного психотерапевтического направления (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальттерапия, клиент-центрированное направление и пр.). Затем следующий желающий садится в центр крута. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой парадигмы, которой он придерживается.

Вариант — “Пресс-конференция”. Один из участников садится в центр крута. Он изображает какую-либо известную личность психолога. Далее процедура та же.

Вариант — “Накладывающиеся идентичности”. Один из участников садится в центр круга. Он изображает одного из представителей “помогающих” профессий — психолога, педагога, священнослужителя, врача, народного целителя, биолога. Группа задает ему 5 вопросов, на которые он отвечает из своей профессиональной роли. Задача — определить его профессиональную принадлежность. Затем смена участников в кругу.

Обсуждение: что дает выполнение этого задания? Что нового узнали о себе?

Упражнение 30: Психологическая родня (по В. Квинн)

Цель: развитие анализа парадигмальной приверженности.

Ведущий раздает участникам текст сценки, просит её прочитать и определить, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. (При наличии времени сценку можно разыграть). Свое решение предлагается обосновать.

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они — психологи.

Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать башими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.

Дядя Гена: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий — сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Рая: О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения.

Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу.

Отец: Я согласен, печенье — это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.

Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?

Мальчик: Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьинести мне питенья, тетю Аю - посмотьеть мои газки, маму — сказать, как Коя был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.

Обсуждение: участники приводят свои мнения и их обоснования по каждому персонажу:

а. мать......................................

б. отец..................................

в. дядя Гена..................

г. тетя Рая...........................

д. дедушка.............................

е. мальчик...........................

Упражнение 31: Эмиграция (В.Ю. Бабайцева)

Цель: помочь осознать свои профессиональные ориентации и приверженности.

Каждому участнику представляется возможность представить, что ему предстоит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время. Почему?

Если бы у него была там возможность профессионального роста, то у кого из известных психологов он хотел бы поучиться, чему. А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти вопросы.

Обсуждение: довольны ли вы своим выбором? Почему?

Упражнение 32: В какой парадигме работает психолог

Цель: тренировка навыков парадигмальной приверженности психолога.

Прочитайте приведенные ниже описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них — психоанализа, клиент-центрированной психотерапии, гештальттерапии, экзистенциальной терапии, когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии или бихевиоральной психотерапии.

1. Психотерапевт комментирует каждое движение Виктора - кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову.

2. Саша стесняется торговать. Психотерапевт дает ей задание на дом — она должна наняться на работу на ближайший рынок и продавать там изделия ручного труда.

3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попытаться расслабиться и вспомнить как можно больше.

4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жизненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истинный смысл своей жизни.

5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе психотерапевт взял его с собой в автомобиль. На следующей неделе Вячеслав сам поведет машину по той же дороге. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет у него навсегда.

6. На психотерапевтическом сеансе. Жанна говорит больше психотерапевта, а он внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

7. Марк уверен, его плохие оценки в школе означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психотерапевт говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.

Упражнение 33: Ассоциации по профессиональному портрету

Цель: развитие целостного понимания своей теоретической приверженности в психологии.

Один участник выходит за дверь. Группа задумывает психолога, работающего в определенной теоретической парадигме (психоаналитик, гештальттерапевт, гуманистический психолог и т.п.), или психолога, специализирующегося на определенном профессиональном поприще (школьный психолог, клинический психолог и т.п.).

Возвращаясь, психолог должен угадать, кто задуман: определить приверженность определенной парадигме и выяснить сферу практического приложения своих умений. Можно задавать любые вопросы, кроме прямых: а) это вопросы на выяснение ассоциаций (Если это цветок, то какой? Если это музыка, то какая? и т.п.), б) профессиональные вопросы (длительность встреч с клиентом, предмет взаимодействия, использует ли диагностические техники, каких принципов придерживается в работе и т.п.).

Обсуждение: что проще устанавливать — концептуальную приверженность или область реального приложения сил на практике.

Упражнение 34: Парадигмы (А.Ф. Бондаренко)

Цель: меняя роли и парадигмы, почувствовать специфику каждого из психотерапевтических направлений, “примерить” их к собственной личности и профессиональным склонностям, рефлексивно отнестись к предпочтению той или иной парадигмы.

Оборудование: тексты проективных случаев “Случай с Сергеем”, “Случай с Людмилой”, “Случай с Ириной”.

Инструкция: упражнение предназначено для работы в учебных группах. Внимательно прочтите проективный текст. Далее группа разбивается на пары, каждой из которых предстоит выработать определенную стратегию работы с конкретным случаем в соответствии с той теоретической парадигмой, которую выберет сама пара.

А. Проективный текст “Случай с Сергеем”

Действие происходит в центре психологической помощи, где квалифицированные психологи проводят индивидуальную и групповую работу. Сергей пришёл на консультацию и рассказал о себе следующее:

“Мне 25 лет. Я — студент психологического факультета. Недавно решил специализироваться в области психологического консультирования. Я окончил три курса, прослушал спецкурсы по психологии личности, общения и даже прошёл группу личностного роста. Я решил, что если собираюсь работать с людьми как консультант, то мне следует прежде всего лучше взглянуть на себя.

В свои 25 лет я чувствую, что прожил большую часть своей жизни впустую. К настоящему моменту я бы хотел уже закончить университет и работать, а вместо этого я всего лишь студент. Я понял, что без основательного понимания себя человек не может полноценно жить, и решил специализироваться в области консультативной психологии и работать консультантом с проблемными детьми. Мне помог в своё время один человек, и я бы также хотел помогать подросткам. Но все же моя личностная проблематика далека от настоящей проработки. У меня мало друзей, я испытываю страх и робость со сверстниками или людьми старше меня. Я чувствую себя хорошо с детьми, потому что они ещё искренни. Я очень беспокоюсь по поводу того, Достаточно ли я подхожу для практической работы в качестве психолога-консультанта. Одна из моих проблем — я много курю и, бывает, выпиваю. В основном это случается, когда мне одиноко и кажется, что я всегда буду никому не нужным. Я боюсь людей вообще, но особенно сильных и привлекательных женщин. Возможно, я всегда думаю о том, что они меня оценивают, и боюсь, что они считают меня недостаточно мужественным. Мне кажется, что я не соответствую их ожиданиям в отношении мужчины. Я действительно далек от образца мужской “модели”. У меня не мужественное лицо, я довольно мягок в обращении и часто задумываюсь, соответствую ли я вообще современным представлениям о мужском идеале.

Довольно часто меня охватывает тревога, особенно по ночам. Иногда мне хочется куда-нибудь сбежать, чтобы никто меня не видел. Часто я страдаю от того, что считаю себя неудачником. Я вообще часто зацикливаюсь на себе, на мыслях о собственной бесполезности. В такие моменты я себя ненавижу. Мне кажется в тяжёлые минуты, что лучше мне вообще было не родиться.или даже что лучше — умереть. Тогда бы я по крайней мере перестал страдать. Если быть откровенным, я не могу сказать, что кого-нибудь когда-нибудь любил всей душой. Да и меня никто никогда не любил по-настоящему.

Но все, конечно, не так мрачно, так как у меня нашлось достаточно настойчивости, чтобы поступить в университет, тем более на факультет психологии. Мне нравится то, что я хочу работать над собой и прилагаю усилия в этом направлении. Я знаю, что мне нужен человек, который помог бы мне. Мне нравится в себе то, что я осознаю свои страхи, что способен остро чувствовать и что могу рискнуть, даже если чего-то боюсь.

Что было у меня в прошлом? Какие наиболее значительные события и поворотные моменты моей жизни? Главным поворотным моментом было, как ни странно, общение с командиром взвода в армии, молоденьким лейтенантом. Он воодушевил меня на поступление в университет, он говорил, что видит во мне способности, требуемые для работы с подростками. Мне трудно было вначале поверить в это, но его вера помогла мне. Следующим значительным событием была моя женитьба и развод. Наши семейные взаимоотношения длились недолго, жена ушла от меня. Это было страшным ударом по моему мужскому самолюбию. Она была очень сильной женщиной, доминантный тип. Жена не упускала случая подчеркнуть, что я — “не деловой”, “не мужик”. С тех пор я опасаюсь сближаться с женщинами из-за страха, что они меня станут подавлять.

Мои родители не разводились, но лучше было бы, наверное, чтобы они это сделали. Они часто ссорились. Насколько я понимаю, именно мать была инициатором. Она была доминирующей личностью и часто “катила бочку” на отца, который был слабым, пассивным и робким по сравнению с матерью. Он никогда не возражал ей. Кроме того, мои “предки” всегда сравнивали меня не в мою пользу со старшим братом, который был “замечательным” ребенком, удачливым и прилежным учеником. Я сам не знаю как случилось, что я оказался неудачником.

Я помню, отец кричал: “Ты что, тупой? Соображать надо! Идиот ненормальный! Ты никогда ничего не добьёшься!”. Моя мать обходилась со мной так же, как она обходилась с отцом. “Ты — тряпка, а не мужчина. Когда ты уже вырастешь и уедешь? Хоть глаза не будешь мозолить, чтоб сердце моё не болело!”. Вот что я от неё слышал. Помню, мне было лет 10 или 12, я пытался заснуть ночью, чувствуя себя совершенно ненужным. Мне хотелось построить свой домик и в нем жить.

Мы жили в маленьком городке. В отцовской семье не было разговоров ни о религии, ни о чём таком... По правде говоря, я часто ловил себя на мысли, что я — сын не своих родителей.

У меня, по-моему, классический комплекс неполноценности. Мне бы хотелось уважать себя больше. Надеюсь, что я смогу научиться любить. Мне хочется также избавиться от чувства вины и тревожности и относиться к себе, как нормальные люди. Я действительно хочу стать хорошим детским консультантом, а для этого мне надо глубоко понять себя. Правда, я не совсем определился, что это означает. Но знаю твердо, что мне нужно освободиться от саморазрушительных склонностей и научиться больше доверять людям. Может быть, вы сможете мне помочь”.

Обсуждение: рассказ каждой пары перед группой о своих предложениях по работе с клиентом в соответствии с выбранной парадигмой; проверка своих предложений с ориентировочными текстами-подсказками (А.Ф. Бондаренко), после завершения учебной работы в целом проводится групповая проективная дискуссия на тему: “Личностные проблемы — личностные особенности — психотерапевтические парадигмы”.

Б. Проективный текст “Случай с Людмилой”

Идентичен проективному тексту “Случай с Сергеем” по проблематике, но отличается ориентированностью на половую идентификацию клиента-женщины, что требует самостоятельного творческого переуточнения некоторых формулировок в ориентировочных опорных текстах.

Действие происходит в консультативном центре, где квалифицированные психологи проводят индивидуальную и групповую работу. Людмила зашла, чтобы получить консультацию, и рассказала консультанту следующее:

“Мне 25 лет. Я — студентка психологического факультета. Недавно решила специализироваться в области практической психологии. Я окончила три курса, прослушала спецкурсы по психологии личности, общения и даже прошла группу личностного роста. Нас попросили написать психологические автобиографии, где надо было рассказать о своих чувствах, о прошлом и о желаемом будущем. В ходе этой работы я поняла, что недостаточно знаю себя. Я решила, что если собираюсь работать с людьми как консультант, то мне следует прежде всего лучше взглянуть на себя. Мне бы хотелось еженедельно получать индивидуальное консультирование, а также присоединиться к постоянно действующей группе, так как мне необходим опыт в установлении отношений с другими, постоянная обратная связь и более глубокая проработка моих проблем. Я надеюсь посещать ваш консультационный центр в течение семестра, а может быть, и года”.

Таковы основные моменты рассказа Людмилы. Перед уходом она отдала консультанту психологическую автобиографию. Ниже приводится этот текст.

“В свои 25 лет я чувствую, что прожила большую часть своей жизни впустую. К настоящему моменту я бы хотела уже закончить университет и работать, а вместо этого я всего лишь студентка. Я поняла, что без знания практической психологии не смогу добиться многого, и поэтому решила специализироваться в области консультативной психологии и работать консультантом с проблемными детьми. Мне помог в своё время один человек, и я бы также хотела помогать молодежи. В настоящее время я снимаю угол у одной пожилой алкоголички. У меня мало друзей, я испытываю страх и робость со сверстницами или людьми старше меня. Я чувствую себя хорошо с детьми, потому что они ещё искренни. Я очень беспокоюсь по поводу того, достаточно ли я подхожу для практической работы в качестве психолога-консультанта. Одна из моих проблем — я много курю и, бывает, выпиваю. В основном это случается, когда мне одиноко и кажется, что я всегда буду никому не нужной. Я боюсь людей вообще, но особенно сильных и привлекательных мужчин. Возможно, я всегда думаю о том, что они меня оценивают, и боюсь, что они считают меня недостаточно женственной. Мне кажется, что я не соответствую их ожиданиям в отношении женщины. Я действительно далека от образца “модели”. У меня не смазливое личико, я довольно резка в обращении и часто задумываюсь, соответствую ли я вообще современным представлениям.

Довольно часто меня охватывает тревога, особенно по ночам. Иногда мне хочется куда-нибудь сбежать, чтобы никто меня не видел. Часто я страдаю от того, что невезучая. Я вообще часто зацикливаюсь на себе, на мыслях о собственной бесполезности. В такие моменты я себя ненавижу. Мне кажется в тяжёлые минуты, что лучше мне вообще было не рождаться, лучше умереть. Тогда бы я по крайней мере перестала страдать. Если быть откровенной, я не могу сказать, что кого-нибудь когда-нибудь любила всей душой. Да и меня никто никогда не любил по-настоящему.

Но всё, конечно, не так мрачно, так как у меня нашлось достаточно настойчивости, чтобы поступить в университет, тем более на факультет психологии. Мне нравится то, что я хочу работать над собой и прилагаю усилия в этом направлении. Я знаю, что мне нужен человек, который помог бы мне. Мне нравится в себе то, что я осознаю свои страхи, что способна остро чувствовать и что могу рискнуть, даже если чего-то боюсь.

Что было у меня в прошлом? Какие наиболее значительные события и поворотные моменты моей жизни? Главным поворотным моментом было, как ни странно, общение с моей начальницей в цеху, где я работала, молоденьким мастером. Она воодушевила меня на поступление в университет, она говорила, что видит во мне способности, требуемые для работы с молодежью. Мне трудно было вначале поверить в это, но её вера помогла мне. Следующим значительным событием было мое замужество и развод. Наши семейные взаимоотношения длились недолго, муж ушёл от меня. Это было страшным ударом по моему женскому самолюбию. Он был очень сильным мужчиной, доминантный тип. Муж не упускал случая подчеркнуть, что я — “не такая”, “не баба”. Я сделала аборт. С тех пор я опасаюсь сближаться с мужчинами из-за страха, что они меня подавят.

Мои родители не разводились, но я бы хотела, чтобы они это сделали. Они часто ссорились. Насколько я понимаю, именно отец был инициатором. Он был доминирующей личностью и часто “катил бочку” на мать, которая была слабой, пассивной и робкой. Она никогда не возражала ему. Кроме того, мои “предки” всегда сравнивали меня не в мою пользу со старшей сестрой, которая была “замечательным” ребёнком, удачливой и прилежной ученицей. Я сама не знаю, как случилось, что я оказалась неудачницей.

Я помню, мать кричала: “Ты что, тупая? Соображать надо! Идиотка ненормальная! Ты никогда ничего не добьёшься!”. Мой отец обходился со мной так же, как он обходился с матерью. “Ты — лошадь, а не женщина. Когда ты уже вырастешь и уедешь? Хоть глаза не будешь мозолить, чтоб сердце моё не болело!”. Вот что я от него слышала. Помню, мне было лет 15, я пыталась заснуть ночью, чувствуя себя совершенно ненужной. Мне хотелось построить свой домик и в нём жить. Мы жили в маленьком городке. В родительской семье не было разговоров ни о религии, ни о чём таком... По правде говоря, я часто ловила себя на мысли, что я — дочь не своих родителей.

Какой бы я хотела стать и каких изменений своей жизни я хотела бы? Прежде всего я хотела бы лучше относиться к себе. У меня, по-моему, классический комплекс неполноценности. Мне бы хотелось уважать себя больше, чем теперь. Надеюсь, что смогу научиться любить. Мне хочется также избавиться от чувства вины и тревожности, я хочу относиться к себе, как нормальные люди. Я действительно хочу стать хорошим детским консультантом, а для этого мне надо глубоко понять себя. Правда, я не совсем определилась, что это означает. Но знаю твердо, что мне нужно освободиться от саморазрушительных склонностей и научиться больше доверять людям. Может быть, когда я больше полюблю себя, я смогу доверять другим, и они найдут во мне что-то такое, что заслуживает симпатии”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: