Цели преподавания психологии

Нормативно-правовое обеспечение психологического образования

Обучение в высших учебных заведениях РБ регулируется законом «Об образовании». В Республике Беларусь существует три типа учебных заведений: университеты, академии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, работников вузов (избрание по конкурсу).

Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки специалистов.

На основе образовательных стандартов вуз разрабатывает учебный план, который включает в себя:

1)перечень учебных дисциплин;

Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. По специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2\3 из всего перечня изучаемых предметов, по дополнительной 1\3. По другим специальностям количество психологических курсов значительно меньше.

2)распределение по семестрам и последовательность их изучения;

3)трудоемкость их изучения. Измеряется в академических часах.

4)формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия), практики, курсовые работы.

5)виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

На основе учебного плана преподаватель составляет учебную программу, которая содержит:

1)наименование учебной дисциплины;

2)пояснительную записку;

3)тематический план;

4)краткое описание содержания изучаемых тем;

5)список литературы.

В связи с необходимостью повышения психологической культуры современного общества, обусловленного возрастающим значением человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека, возрастающим интересом людей к психологическим знаниям, масштабы преподавания психологии значительно расширяются.

Цели и задачи психологического образования разняться в зависимости от типа учебного заведения, факультета, специальности, изучаемого психологического предмета. В то же время, по мнению В.Я. Ляудис, общая цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

В то же время, данная цель может быть подразделена на ряд конкретных целей, с учетом профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов.

1)студенты психологических специальностей

Формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки, объяснения и преобразования психических явлений в избранной отрасли психологии.

2)студенты педагогических специальностей

Формирование психологических знаний и умений, профессионально значимых для будущей педагогической деятельности.

Основной целью преподавания ОП является усвоение общих закономерностей функционирования психики. Изучение ОП имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла.

Общие замечания

1)ОП – теоретическая наука, поэтому методика ее преподавания должна быть нацелена на формирование теоретического мышления для решения практических проблем.

2)Большинство студентов изучает психологию впервые, в то же время многое кажется давно известным, ибо житейскими психологическими знаниями обычно владеют все. Важно делать акцент на отличии житейских и научных представлений о явлениях психики. 3)Студенты в начальный период обучения не умеют пользоваться психологическими понятиями. Лучшая методика овладения научной терминологией – которая побуждает к устной речи и поощряет речевую активность.

ВП изучает возрастную динамику психики человека.

В настоящее время исследованной в достаточной мере следует считать детскую психологию. Варианты

Детская психология

Возрастная (детская)

Психология развития

ПП изучает психологические проблемы обучения и воспитания. В методике преподавания ПП важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогического. Если педагогика отвечает на вопрос «Как обучать» и «Как воспитывать», то психология объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так».

3)студенты непсихологических специальностей

По мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания нужны любому специалисту для психологической грамотной реализации профессиональной деятельности. Не менее важна психическая регуляция собственного внутреннего мира. Границы достаточной грамотности в вопросах психологии могут быть специфическими для каждой сферы профессиональной деятельности:

- медицинская психология (психологические причины улучшения и ухудшения здоровья человека)

- спортивная психология (психологические факторы достижения успеха)

- психология управления (психологические условия эффективного руководства) и т.д.

В целом, действенность методики преподавания психологии зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности принципов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: