Психическое состояние

Интеллекта отличается тяжестью нарушений. Умственная отсталость является постоянным признаком. По дан­ным Г.Е. Сухаревой в 75% случаев она достигает степени имбецильности, в 20% — идиотии и только в 5% — дебильности По данным Е.Ф. Давиденковой 91% — имбецилы, 6,5% — дебилы, 2,5% — идиоты.

Резко страдают активное внимание, смысловая память. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются. Мышление поверхностное, при­митивное. Нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряют­ся, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу пере­ключиться на другой вид работы. В контакт вступают легко, проявляют навязчивость. Ориентировка в окружающем прими­тивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.

Эмоциональная сфера не­сколько богаче: большей частью дети приветливы, легко контак­тируют, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И все же эмоции малодифференцированны.

Особенностью психического дефекта является относительная живость и сохранность эмоциональной сферы по сравнению с тяжестью интеллектуального недоразвития. Больные большей частью ласковы, добродушны, послушны. Им не чужды чувства симпатии, смущения, стыда, обиды.

Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Очень подражательны, копируют действия окружающих. Несамостоя­тельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.

Нарушения речи выражены по-разному. Речь развивается с задержкой. В тяжелых случаях собственная речь отсутствует и дети иногда пользуются жестом; в более легких случаях речь есть, но дети пользуются ею мало, часто речь дополняется жестом. У большинства нарушено звукопроизношение; наблюдаются замены, пропуски, искажения звуков, перестановки звуков в слогах и словах, опускание окончаний. Запас слов бедный.

По темпераменту отчетливо выделяются два типа — эретический и торпидный. Дети эретического типа повышенно возбу­димы, плохо тормозятся, непоседливы. Но развиваются несколь­ко быстрее и достигают в своем развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны противоположные качества — вялость, заторможенность.

Динамика развития детей частично зависит от тяжести пора­жения. Как отмечают многие авторы, дети до 3—4 лет разви­ваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4—5 лет активность несколько повышается, особенно у лиц с чертами эретического темпера­мента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своем развитии. Однако вскоре более полно выявляется дефект интеллектуальной дея­тельности и дети все больше и больше отстают от сверстников. Предел их умственного развития невысок. В пубертатном воз­расте усиливается негативизм, дети становятся малопослушны­ми, несговорчивыми, отмечаются заметные колебания настрое­ния, раздражительность.

Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30—40 лет). При инволюции больные утрачивают приобретенные навыки, у них нарастают бездеятельность, безразличие. Исследования последних лет показали большую частоту раннего развития при синдроме Дауна болезни Альцгеймера. Иногда случаи быстро развивающейся тяжелой деменции наблюдаются и в пубертатном возрасте.

Прогноз большей частью малоблагоприятный. К самостоя­тельной жизни большинство из них приспособить не удается. Большинство детей с болезнью Дауна не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы. Дети нуждаются в помощи и опеке. Им может быть оформлена инвалидность детства с момента точной диагностики заболевания.

Дети, страдающие болезнью Дауна, все же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Только небольшая часть детей, да и то при условии повседневной помо­щи со стороны родителей, способна освоить программу несколь­ких классов вспомогательной школы. И все же они дублируют класс 1—2 года. Большинство детей не усваивают грамоту (не запоминают букв, письмо только по обводке) и счет (только порядковый или конкретный в ограниченных пределах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: