В середине 90-х гг. XX в. во многих исследованиях отмечалось, что практически все формы организации онлайнового предпринимательства, по сути, являлись копией тех, что давно применяются в офлайновом мире. История торговли насчитывает несколько тысячелетий и, как указывали аналитики, даже использование новейших технологий не способно внести сколько-нибудь заметные изменения в отношения между продавцом и покупателем.
Однако последующее развитие событий показало, что электронная коммерция породила совершенно уникальные бизнес-модели и корпоративные стратегии, что кардинально изменило ситуацию в сфере экономики и роль электронной коммерции.
Ужесточение конкуренции на рынке электронной коммерции вызывает к жизни все более разнообразные формы и методы взаимодействия между производителями (например, виртуальные предприятия) и между производителями и клиентами (вирусный маркетинг, спонсорские программы и т. п.). В настоящее время развитие бизнес-моделей в электронной коммерции отражает стремление торговцев установить устойчивые связи с заказчиками путем предоставления им дополнительных услуг и стимулирования обратной связи.
|
|
Наиболее успешные онлайновые В2С-фирмы смогли сформировать вокруг своих магазинов группы постоянных покупателей, получившие название "сетевых сообществ".
Интеграция систем управления ресурсами предприятия с системами интернет-коммерции — естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия. Предприятия, оснащенные ERP и CSRP системами, объединяются в цепочки поставщик—потребитель. Механизм работы объединения выглядит следующим образом: клиент, поставщик или деловой партнер выполняет трансакцию в своей системе управления ресурсами предприятия. Это, в свою очередь, автоматически запускает необходимые процессы внутри ERP-систем его поставщиков, включая поиск источников снабжения, контроль товарно-материальных запасов, распределение, учет и т. д. по всей цепи товародвижения.
После внедрения системы управления ресурсами предприятия данные о потребности в материальных ресурсах и имеющихся в наличии товарах становятся доступны контрагентам компании через сеть Интернет. Программное обеспечение снабжения и сбыта предприятий, внедривших у себя аналогичные системы, автоматически получает данные о наличии товара у поставщиков, сроках его возможной поставки и осуществляет заказ.
Главная задача повышения эффективности взаимодействия производителей и дистрибьюторов товаров — создание автоматизированной системы работы с сетью дистрибуции, предоставляющей закрытый доступ к динамически обновляемой информации о конкретных спецификациях товаров и услуг, складских запасах, движении заказа и т. д. Такая система должна обеспечивать автоматическое оформление заказа и резервирование товаров. Решение данной задачи, позволяющее существенно снизить издержки дистрибуции, находится целиком в плоскости электронной коммерции. Другие факторы снижения издержек приведены ниже (табл. 1.2).
Таблица 1.2