Барабанный тормоз используют как стояночный, для дотор-маживания до полной остановки после окончания работы электродинамического торможения и для торможения при неисправностях в цепях электродинамического тормоза.
Электромагнитный привод барабанного тормоза работает на растормаживание. При выключенном управлении тормозная пружина электромагнитного привода вызывает прижатие тормозных накладок к тормозному барабану и вагон находится в заторможенном состоянии. Для растормаживания вагона необходимо, чтобы в обмотки электромагнитных приводов был подан ток низкого напряжения.
Барабанный тормоз имеет две ступени торможения (две позиции): 1-я — когда ток низкого напряжения подается на обмотки электромагнитных приводов через резистор RC' и нажатие накладок оказывается ослабленным и 2-я — когда обмотки электромагнитных приводов не получают питания, вследствие чего накладки прижаты к барабану с полной силой.
Перед началом движения, когда водитель отпускает тормозную педаль в нулевое положение, включается контакт тормозного вала контроллера ВК8 и подается питание на низковольтную обмотку реле блокировки тормозов LO. Тогда от провода 201 через замкнутые контакты LO (при условии, что нажата педаль безопасности) пойдет ток на обмотку контактора BR2 (провода 208—207). Контакты же BR2 создадут цепь питания обмоток электромагнитных приводов барабанных тормозов через резистор RC', чем обеспечивается ослабление нажатия тормозных накладок на тормозной барабан.
|
|
Для полного растормаживания барабанного тормоза необходимо включение контактора M1, блок-контакт которого M1 (провода 204—205) обеспечит подачу тока на обмотку контактора BR1. Как известно, контактор М1 включают нажатием на пусковую педаль одновременно с линейным контактором LS. Иными словами, полное растормаживание барабанного тормоза наступает только после включения силовой цепи. После включения контактора BR1 питание его обмотки поддерживается собственными блок-контактами BR1 (провода 205— 207) и не зависит от включения контактора M1.
При нажатии тормозной педали на третьей позиции тормозного вала контроллера отключается контакт ВК8, а на пятой позиции — ВК9. Однако при этом начинает действовать электродинамическое торможение, ток силовой цепи проходит по высоковольтной обмотке реле блокировки тормозов LO и поэтому якорь реле LO остается притянутым. Контакты ВК8 разрывают питание только низковольтной обмотки реле LO. Поэтому цепь питания обмотки контактора BR2 сохраняется. Цепь же питания обмотки контактора BR1, несмотря на отключение контактов ВК9, поддерживается за счет включения контактов ZR10 на позициях ускорителя выше третьей. Поэтому, если действует электродинамическое торможение, то барабанный тормоз остается расторможенным. При снижении скорости движения вагона до 4—2 км/ч электрическое торможение становится малоэффективным, тормозной ток менее 120 А. При таком токе якорь реле блокировки тормозов LO отпадает и контакты реле LO (провода 201—208 и 205—206) отключаются. Отключение этих контактов разрывает цепь питания обмоток контакторов BR1 и BR2; они отключаются и размыкают цепи питания обмоток приводов барабанного тормоза. Вагон дотормаживается барабанным тормозом.
|
|
Если при нажатии тормозной педали не возникло электродинамического торможения, то высоковольтная обмотка реле LO не будет обтекаться током силовой цепи. Низковольтная обмотка реле LO (провода 202—100) при этом будет отключена, так как контакты тормозного вала контроллера ВК8 отключаются. Тогда, как и в случае дотормаживания, контакты реле LO (провода 201—208 и 205—206), отключившись, размыкают цепи питания обмоток контакторов BR2 и BR1, которые разомкнут цепи питания обмоток электромагнитных приводов барабанного тормоза и вагон остановится механическим тормозом.
Рельсовый электромагнитный тормоз включается при нажатии тормозной педали за защелку. Рельсовый тормоз имеет две позиции. На 1-й позиции рельсового тормоза включаются электромагниты башмаков задней тележки, а на 2-й — электромагниты рельсовых тормозов обеих тележек. Первая позиция осуществляется при включении кулачкового элемента тормозного вала контроллера ВК7, когда замыкается цепь питания обмотки контактора К2. При включении контактора К2 включается цепь питания электромагнитов тормозов задней тележки.
На 2-й позиции рельсовых тормозов включение контактов кулачкового элемента ВК6 создает цепь питания обмотки контактора К1. Контактор К1 включает питание обмотки рельсовых тормозов передней тележки.
Педаль безопасности должна быть нажата все время, пока вагон движется. Водитель может отпустить педаль безопасности только при условии постановки тормозной педали в стояночное положение «на защелку». При нажатой педали безопасности поддерживается цепь питания замыкающей обмотки реле безопасности RBZ. Как видно из схемы, контакты RB между проводами 328 и 329 поддерживают питание этой цепи. Эта же цепь при стояночном положении тормозной педали поддерживается включенной за счет кулачкового элемента ВК1 тормозного вала контроллера, который также подключен к проводам 328 и 329. Если же при не установленной на защелку тормозной педали педаль безопасности будет отпущена, то питание замыкающей обмотки реле безопасности RBZ прекратится и реле безопасности отключится. Контакты реле безопасности RB (провода 268—269) замкнут цепь питания обмотки контактора К1. Контактор К1 включит питание обмоток рельсовых тормозов передней тележки, а блок-контакты контактора К1 (провода 269—270) создадут цепь питания обмотки контактора К2, который своими контактами обеспечит включение питания обмоток рельсовых тормозов задней тележки.
При отключении реле безопасности также выключаются его контакты, включенные между проводами 207—100, и включаются контакты в проводах 340—337. Выключение контактов RB (провода 207—100) приводит к выключению линейного контактора и контактора M1. Включение же контактов RB (провода 340—337) включит цепь питания двигателя звонка.
Для включения реле безопасности потребуется произвести повторное включение цепей вагона, предварительно выключив переключатель управления VR'. Для включения управления необходимо установить на защелку тормозную педаль и включить переключатель управления на 2-ю позицию, отпустив его через 1 с на 1-ю позицию.
|
|
При нажатии кнопки экстренного торможения ZS в салоне вагона, контакты которой находятся в проводах 328—330, собирается цепь включения выключающей обмотки реле безопасности RBV. В этом случае ток, проходя по обмотке RBV, создает в сердечнике реле безопасности магнитный поток, равный по своей величине магнитному потоку обмотки RBZ, но противоположный ему по направлению. Магнитные потоки взаимно компенсируются. Поэтому сердечник реле безопасности размагничивается и реле отключается. Отключение реле вызывает, как и в случае отпуска педали безопасности, включение контакторов К1 и К2 и работу рельсовых тормозов обеих тележек вагона.