Требования к акторам стай. Выдержки из интервью Переслегина С. Журналу «МэнХеллс»:
«Вопрос: Возможно ли, что в будущем появятся новые факторы, которые будут оказывать серьезное влияние на все сферы человеческой жизни, аналогичные тому, какую роль сейчас играет терроризм? Можно ли предсказать в общих чертах, что это будут за факторы?
Переслегин С.: А Вы уверены, что действительно хотите услышать ответ? Хотите узнать о «детских войнах», о системах аргументации, построенных с применением наркотических средств, о «социальных тепловых двигателях», использующих в качестве «рабочего тела» целые страны, о фрактальных сообществах (и их конфликтах), о мире высокой виртуальности, для которого не определены понятия «истинности» и «подлинности» (в том числе, подлинности рефлектирующего разума, то есть носитель разума не может быть уверен даже в своем собственном существовании), о новой трансценденции, отрицающей как политеизм, так и авраамическую традицию, и связанных с ней религиозных войнах «нового поколения», о реальности Шредингера, в которой понятия «жизнь» и «смерть» относительности, и о ком-то можно сказать, что он жив на 28%, мертв на 32% и на 40%, а вопрос относительно того жив он или мертв «на самом деле», лишен смысла (…)? Это – небольшая часть того, что через 50 – 100 лет (на 200 лет я не заглядываю) будет наверняка. Но здесь я оказываюсь в положении Янки при дворе короля Артура. Конечно, «мой пророческий взор легко проходит через 13 с половиной веков», но попробуйте объяснить тому же королю Артуру, что такое метро. Дело даже не в том, что он не поймет. Он придет в ужас от такого будущего и сделает все, чтобы его избежать. А для нас метро – сравнительно удобное и безусловно необходимое средство транспорта.
|
|
Кстати, терроризм – не новый, не фактор, и никакого влияния «на все сферы человеческой жизни», разумеется, не оказывает. Во-первых, ему столько же лет, сколько цивилизации. Во-вторых, современное отношение к терроризму обусловлено совершенно другим и действительно важным социокультурным фактором – страхом смерти (и, прежде всего, насильственной смерти), распространившемся в современном обществе.
Вопрос: Каким может быть социальный портрет среднестатистического российского мужчины через 50, 100, 200 лет? Какие способности будут для него наиболее характерны?
Переслегин С.: Вновь неразрешимый вопрос.
Представьте себе, что мужчина и женщина настолько тесно связаны между собой, что информационный обмен между ними сравним с интенсивностью психических процессов в сознании каждого из них, и даже превосходит «внутреннюю» психическую жизнь. В подобной ситуации разрушаются две индивидуальные психики и возникает коллективная психика – биада. Биады нестабильны, очень креативны и быстро разрушаются (обычно, нанося одному из партнеров, а иногда и обоим неизлечимую психическую травму). Но уже в ближайшие десятилетия (скорее, десятилетие) мы научимся создавать устойчивые композитные психики, в том числе и с числом компонентов более двух.
|
|
Так вот, элементом социума будущего станет не индивидуум, не семья, а композитные психические структуры (социоткани, стаи). Подчеркиваю, это – не прогноз, не предсказание. Это – следствие достаточно общих и уже познанных законов развития социосистем.
Но, если вы настаиваете на ответе в терминах индивидуальной психики…
Через 30 - 50 лет:
- Знания и умения в области философии (философия как жизненный опыт);
- Знания и умения в области естественных наук;
- Развитие понимания, позволяющее оперировать гуманитарными, субъективными и трансцендентными смыслами;
- Владение своим телом, отсутствие болезней, долгий биологический срок жизни (однако, реальная продолжительность жизни может даже снизиться по сравнению с сегодняшним днем – слишком велики риски);
- Умение владеть на уровне осознанного опыта продвинутыми мыслительными и коммуникативными техниками (рефлексивное мышление, мыследеятельность, нейро-лингвистическое программирование, коммуникационные Протоколы, в том числе, метафорического уровня);
- Умение на уровне осознанного опыта выстраивать коммуникацию с любыми носителями разума;
- Умение на уровне осознанного опыта создавать композитные психики, разрушать их и сохранять «самость» при их разрушении.
- Умение на уровне осознанного опыта вступать в кооперацию (в том числе, с противником в условиях жесткого конфликта и даже войны);
- Умение на уровне осознанного опыта доверять, но не доверяться;
- Умение на уровне осознанного опыта принимать решения за других против их воли и без их ведома и отвечать за последствия;
- Умение на уровне осознанного опыта сохранять свою свободу в условиях существования в «чужой» сети решений и выборов;
- Отсутствие страха смерти;
- Отсутствие страха жизни;
- Умение быть мобилизованным, но не напряженным («А как вы расслабляетесь? А я не напрягаюсь…);
- Сложная хаотическая идентичность, не определяемая внешним наблюдателем («…в терминах вашего языка на уровне вашего понимания я – русский православный атеист»);
- Отсутствие убеждений (в смысле, априорного жизненного опыта, позволяющего давать деятельные оценки без рефлексии ситуации) при наличии четкой позиции (в том числе, нравственной);
- Безжалостность, но не жестокость по отношению к себе и окружающим.
Через 100 лет:
Замените везде «осознанный опыт» на «неосознанный» (иными словами, такие умения становятся у взрослого человека автоматическими, как ходьба, речь, чтение, письмо). Добавьте следующее:
- Умение на уровне осознанного опыта выстраивать коммуникацию с живыми существами, обладающими психикой, но не являющимися носителями разума в нашем понимании термина «разум»;
- Умение принимать безошибочные решения даже в ситуациях, угрожающих материальному и душевному благополучию и жизни (причем, не только себя, но и семьи, или домена);
- Владение на уровне осознанного опыта некоторыми магическими техниками (в частности, продления жизни, лечения травм).
Ну и через 200 лет, если Вам это интересно:
Умение на уровне неосознанного опыта выстраивать коммуникацию с живыми существами, обладающими психикой, но не являющимися носителями разума в нашем понимании термина «разум»;
Умение на уровне осознанного опыта выстраивать равную коммуникацию с дружественной Вселенной;
Умение принимать безошибочные решения даже в ситуациях, угрожающих материальному и душевному благополучию и жизни (причем, не только себя, семьи и домена, но также нации, собственного коммьюнити и человечества в целом);
|
|
Владение на уровне неосознанного опыта некоторыми магическими техниками (в частности, продления жизни, лечения травм).
Заметим, что я перечислил лишь требования, которые наступающая когнитивная фаза развития предъявит к среднестатистическому русскому мужчине. Потому что требований к мужчинам-лидерам, естественно, будет больше, а к русским женщинам – еще больше. Увы, Россия останется страной скрытого матриархата, и женщины будут знать и уметь больше мужчин (но не лучше: способности мужчины останутся более концентрированными, и в выбранной им узкой области деятельности он будет, конечно, превосходить и женщин, и своих конкурентов; но вот обеспечивать контекст, при которой эти способности востребованы и имеют смысл, будут русские женщины).
ESCAPE
[1] В этом сообществе роль коммуникационной сети выполняют морские течения, а транспорт сообщений осуществляется «бутылочной почтой».
[2] Об этом говорил, в частности, У.Эко в предисловии к «Имени розы».
[3] Строго говоря, речь идет о Представлениях «Социосистемы с большой буквы» и о «социосистемах с маленькой буквы» – любым со-организованностям социальной среды, на которых задан, по крайней мере, процесс производства.
[4] Рассматриваются, прежде всего, информационные вызовы
[5] Причем, такая цепь полностью располагается внутри социоткани. Ближайший биологический аналог – строматолитовый мат.
[6] Заметим здесь, что с ростом скорости и объема передаваемой информации сетевые сообщества с неизбежностью преобразуются в социоткань. Эти сообщества в обязательном порядке потребляют внешние события. Всегда результаты деятельности одного из сообществ подлежат утилизации другим сообществом. Важным аспектом деятельности любого сетевого сообщества является «расчистка некоторого объема информационного пространства от мусора».