Тема 1. 2. Первобытное искусство

40—1 тысячелетия до н. э.

1. ПАЛЕОЛИТ - 40—12 тысячелетия до н. э.

2. МЕЗОЛИТ - 12—8 тысячелетия до н. э.

3. НЕОЛИТ - 8—4 тысячелетия до н. э.

4. ЭПОХА БРОНЗЫ - начало 3 и 2 тысячелетие до н. э.

5. Эпоха железа

Искусство с его разнообразными видами (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное), как специфическая область духовной деятельности человека, стало возможным лишь на том историческом этапе, когда в результате разделения труда духовная деятельность оказалась привилегией немногих, в то время как физическая работа поглощала силы почти всех членов общества.

Однако истоки искусства более древни. Многочисленные произведения первобытного изобразительного творчества поражают неповторимой свежестью восприятия, яркостью и силой выражения и настолько жизненны, что сохраняют художественную значительность до наших дней.

Первые памятники искусства относятся к палеолиту. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, сложения рода, возникновения матриархата. По своим физическим данным человек уже ничем не отличался от современного. Он владел речью, делал довольно сложные орудия из камня, кости, рога, дерева, охотился на зверей. С расширением общественно-трудовой деятельности человека обогащался его познавательный кругозор. Предшествующие многие тысячи лет развития древних племен дали верность глазу, гибкость руке, воспитали способность выделить главное и характерное, умение видеть присущую природе красоту и гармонию форм. На этой основе зародились зачатки эстетического чувства.

Своим возникновением искусство обязано не биологической природе человека, не религии, магии или игре, как это утверждает идеалистическое искусствознание, а развитию общественной жизни и ее основе — труду. По словам Г. В. Плеханова, “труд старше искусства”.

Процесс труда — творческий процесс, он преображает самого человека, изменяет его природу, «развивает дремлющие и ней силы», его мозг и чувства.

Воздействуя на природу, человек познавал ее. У него возникали образы природы, которые находили выражение в слове, в музыкальных звуках, в рисунке. Эти образы не были бездумным копированием окружающего мира. Они закрепляли результаты трудового жизненного опыта, расширяли и углубляли представление о действительности. Труд пробуждал в человеке способность видеть качественное многообразие и богатство окружающего мира. Работая над орудиями труда из камня, дерева, бронзы, люди знакомились с разными видами и свойствами материалов, приучались четко воспринимать особенности объема и поверхности. Охота давала возможность наблюдать животных, их повадки и т. д.

Процесс труда воспитывал в человеке понятие целесообразности и соответствия формы предмета его назначению и содержанию. С усложнением функций орудий труда они приобретали более целесообразную и изящную форму. Ритм движения труда воссоздавался в искусстве в повторяющихся линиях, формах. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности —те элементы, которые значимы в искусстве. Заложенные в самой природе, они начинают восприниматься как признаки, во многом определяющие представление о прекрасном.

Вещи, создаваемые человеком, не только утилитарно полезны — они начинают доставлять эстетическое наслаждение.

Решающее значение для развития искусства имели сознательность, целеустремленность процесса труда, наличие предварительного замысла, который человек в процессе труда стремится осуществить.

Труд, искусство, мифология, магия и зачатки научных представлений не были расчленены, а выступали слитно. Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены конкретными практическими потребностями. Они отражали повседневную трудовую деятельность древнего человека и возникшее на ее основе «наивно материалистическое» миросозерцание.

В основе этих представлений лежала наивная вера в возможность преобразования природы с помощью колдовских заклинаний. Подобно охотничьим танцам, инсценирующий сцены охоты, наскальные росписи и рисунки, изображающие животных, были связаны с магическим обрядом, который согласно наивным представлениям первобытного человека должен был обеспечить удачу на охоте. Овладевая изображением зверей, человек, казалось обеспечивал победу над ними. В этом своеобразном фантастическом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к освоению мира. В нем содержались элементы эстетического восприятия, из которого развилось искусство.

ПАЛЕОЛИТ - 40—12 тысячелетия до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: