Живопись и графика

Древние охотники были наделены огромной энергией и отвагой. Основным содержанием их жизни являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими грозными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива, воспитывала настойчивость, она становилась основной темой искусства, в котором преобладали изображения диких зверей — объекта охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практический интерес. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены произведения палеолита.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), человеческой руки, обведенной краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер проходит весь мир животных каменного века: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганных ланей, косматых зубров и медведей, грузных бизонов, могучих мамонтов.

Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глине на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Изредка изображения исполнялись в технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (25-12 тысячелетие до н. э.). В наскальных росписях и рисунках образ зверя приобретает конкретные черты. Появилась точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображаются в разнообразных положениях, в движениях, пронизывающих тело, в стремительном беге, в борьбе, в живых поворотах. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы. Замечательные росписи этого периода отмечены чувством могучей стихийной силы жизни зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки, различные состояния. Поражает большое разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, поз, полных напряжения.

Пещера Альтамира (Северная Испания) - экспрессивные изображения бизонов, бегущих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (ил. 1)

Пещера Фон де Гом (Франция) – изображения чутких, настороженных северных оленей Они

В мадленское время встречаются большей частью единичные изображения животных почти в натуральную величину. Но они не связаны действием в единую композицию.

Однако к этому же времени относятся зачатки более сложных решений:

гравировка на костяной пластинке из грота Мэрии в Тейжа (Франция) - передано с помощью гравировки движение целого стада оленей; полностью изображены только крайние фигуры животных, все стадо дано обобщенно в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и прямых палочек ног. Впервые рождается впечатление множественности.

На камне из пещеры Лимейль (Франция) (ил. 3) дан не только образ стада, но и запечатлены повадки каждого оленя.

В костяной пластике из грота Лортэ (Франция) показаны олени, переплывающие реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета заставила думать о композиционном расположении фигур на плоскости, делается попытка воспроизвести пейзажную среду — река обозначена условным изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: