| сложение искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и военную доблесть | |
| Архитектура | Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Грандиозные крепости, великолепные дворцы |
| Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце 8 в. до н. э. | Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м), облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части (парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов) |
| Рельефы И РОСПИСи | Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные ленты рельефов изображали то легендарного героя Гильгамеша, побеждающего льва, то военные походы царей, прославляя военную тему, физическую силу |
| Рельефы двореца Ашшурбанапала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии | Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, в чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни |
| Раненая львица (вторая половина 7 в. до н. э., Лондон, Британский музей, ил. 17). Лев изрыгающий кровь | полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, исполненных подлинного драматизма. Гладкий фон рельефов многоречив. Он как бы передает суровый дух пустыни Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства |
| Скульптура | |
| фигуры крылатых быков — «шеду» | с головами людей, с крыльями орлов, словно идущих и стоящих одновременно благодаря дополнению в профильном изображении еще одной, пятой ноги, расположены по сторонам огромных ворот были |






