| Распад полисов повлек утрату идеала свободного гражданина. Утрачивается ясная вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Ведущие мастера 4 в. до н. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается, хотя и в самых общих чертах, интерес к быту и характерным особенностям психологического склада человека. | |
| Архитектура | спад строительной деятельности. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Появлялись сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца. |
| Театр в Эпидавре, Поликлет Младший. | Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в Театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие орхестру — полукруглую площадку, на которой выступал хор. |
| Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) | был сооружен в честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах. Небольшой по размерам, он производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера. |
| Галикарнасский мавзолей (ок. 353 г. до н. э.) | монументальная усыпальница правителя Карий Мавсола, отличался грандиозностью форм |
| Скульптура | Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденции. |
| Скопас | Трагические противоречияэпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопас насыщает свое искусство большим драматизмом, стремится к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека.Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушают их гармоническую ясность, придают образам патетический характер. Скопас открывает область трагического в самом человеке, вводит в искусство темы страдания, внутреннего надлома. |
| Образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее (первая половина 4 в. до н. э., Афины, Национальный музей). Голова воина с западного фронтона (ил. 36) | дана в стремительном патетическом повороте, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм выражения. Гармоническое строение лица нарушеноради выявления силы душевного напряжения. Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. |
| Менада («Вакханка», середина 4 в. до н. э., Дрезден, Альбертинум), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии | воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела. |
| Надгробие юноши с реки Илиссос (Афины, Национальный музей) | образ юноши глубоко задумчив |
| Фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками (ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Альбертинум), часть фриза, исполненная Скопасом, сохранился в подлиннике | живые и страстные образыполоны стремительной динамики и напряжения. На смену равномерному и постепенно нарастающему движению фриза Парфенона приходит ритм подчеркнуто-контрастных противопоставлений, внезапных пауз, вспышек движений. Резкий контраст света и тени подчеркивает драматизм композиции. Воздействие искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника — Праксителя |
| Пракситель | В своем творчестве Пракситель обращается к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир. Изображая гармонически развитых, прекрасных героев. Пракситель также обнаруживает связи с искусством высокой классики, однако и его полные грации и тонких чувств образы утрачивают героическое жизнеутверждение и монументальное величие произведений эпохи расцвета, приобретая более лирически-утонченный и созерцательный характер. |
| Мраморнай группа «Гермес с Дионисом», Пракситель (ок. 340 г. до н. э., Олимпия, Музей) (ил. 39) | Изящный S-образный изгиб фигуры, непринужденная поза, отдыха молодого стройного тела, прекрасное, одухотворенное лицо Гермеса переданы с большим мастерством. Блестяще использует мастер все возможности мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, тончайшие светотеневые нюансы. |
| «Афродита Книдская», Пракситель, дошла в копиях времен Праксителя, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях", голова Афродиты Книдской — в собрании Кауфмана в Берлине (ил. 37) | - новый идеал женской красоты. Хотя статуя предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. Он пленяет жизненностью, совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью. Множество повторений в последующие времена не могло сравниться с оригиналом, так как в них господствующим было чувственное начало, в то время как в «Афродите Книдской» воплощено преклонение перед совершенством красоты человека. |
| Статуя «Аполлона Сауроктона», Пракситель (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) | — изображение изящного мальчика-подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу. Так переосмысливается традиционный образ божества, приобретая жанрово-лирическую окраску.Некоторые статуи Праксителя были искусно раскрашены живописцем Никием. |
| Статуэтки из Танагры, терракота (например, «Афродита в раковине» или «Девушка, закутанная в плащ») (илл. 42) | Эти изящные грациозные женские образы сохранили все обаяние и чистоту греческой классики. В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя. |
| Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами, размежеванием направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики | |
| Леохар | Самый видный представителем идеализирующего направления, впоследствии придворный мастер Александа Македонского. |
| «Аполлон Бельведерский», Леохар (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 41) | исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью. |
| Лисипп | Крупнейший скульптор реалистического направления, последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40—30-е гг. 4 в. до н. э., во времена правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний и индивидуализации образа человека; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры. |
| Статуя Зевса, Лисипп, | бронзовая (20 м. высоты) (не дошла до наших дней)- одно из «Чудес света». |
| Настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского, Лисипп | |
| «Апоксиомен», Лисипп, (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 40) | свое понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, —, которого он изображает не в момент напряжения сил, а в состоянии, усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти статую. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль. |
| Гермес, Лисипп (третья четверть 4 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) | Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот в изображение отдыхающего Гермеса |
| Мраморная портретная голова Александра Македонского (Стамбул, Археологический музей) | в которой передана его сложная, противоречивая натура. Творчество Лисиппа имело большое значение для развития портрета. В созданных им обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя |
| Голова кулачного бойца из Олимпии, выполнена учеником Лисиппа (ок. 330 г. до н. э., Афины, Национальный музей) | с беспощадной реалистической наблюдательностью передающая грубую физическую силу, примитивность духовной жизни, мрачную угрюмость характера. Автор портрета кулачного бойца не интересуется вопросами оценки и осуждения уродливых сторон человеческого характера, он только их констатирует. |
| В искусстве поздней классики появляются более дифференцированные изображения людей разных типов и состояний. Таким образом, обращаясь к более конкретному изображению действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивает интерес к идеальному обобщенному героическому образу, а вместе с тем и то воспитательное значение, которое она имела в предшествующие периоды. | |
| ВАЗопись | В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобретают более сложные формы, иногда мастера имитируют в глине дорогие серебряные вазы с их сложной чеканкой и рельефами, прибегают к многоцветной раскраске. |
| Художественное ремесло | Распространение получают изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр. |
| Живопись | К концу классического периода героические мотивы сменяются более интимными, жанровыми. |
| Апеллес | знаменитый художник конца 4 в. до н. э., в его творчестве преобладали интимные и жанровые мотивы |
| Картина «Афродита Анадиомена», живописец Апеллес | по образному решению перекликавшаяся с Афродитой Праксителя. Становится богаче палитра, вводится светотень. |
| Казанлыкская гробница, роспись неизвестного греческого мастера, Болгария | пример монументальной живописи поздней классики |
| Мозаики в Пелле (Македония) |






