| Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древними элементами местной культуры. Основные достижения эллинистического искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве: обобщенный образ идеального героя-гражданина вытесняется образами более индивидуализированными,возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.Архитектура и монументальная пластика тяготеют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. Получает широкое развитие мелкая пластика бытового содержания, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологическими темами распространяются аллегорические, исторические, жанровые, портрет и пейзаж. Сильнее проявляется интерес к повседневной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям. | |
| Архитектура | Архитектура и монументальная пластика тяготеют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. В это время сложились новые принципы градостроительства. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь выделяется административный и торговый центр города. Две пересекающие его улицы являлись основными, парадными магистралями. Наряду с храмами возводится большое число гражданских, общественных и инженерных сооружений. В архитектурные ансамбли включаются произведения монументальной скульптуры. |
| ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ | |
| Скульптура | |
| «Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) | Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Мощная стройная фигура уверенно устремлена против порывистого ветра, против могучих волн, каждая складка трепещущей одежды полона ликующего чувства победы. |
| Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) | Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажённого тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигуры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с легким наклоном торса порождены новым временем. |
| скульптурный портрет | Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели. |
| Так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей) | образ неизвестного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи. |
| АЛЕКСАНДРИЯ | |
| Архитектура | столица Египта - Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. |
| Фаросский маяк, Александрия, | который называли среди семи чудес света. На протяжении полутора тысячи лет его существования огонь фаросского маяка был виден мореплавателям на расстоянии более ста миль |
| Скульптура | Прославленные парки Александрии были украшены декоративной, садово-парковой скульптурой. |
| Статуя Афродиты Киренской (конец 4 и 3 вв. до н. э., Рим, Музей Терм) | в которой традиции классического искусства нашли продолжение |
| Статуя реки Нила (Рим, Ватикан) | внешне занимательна и декоративна аллегорическая, несколько вялая и дробная по формам. |
| Александрийские мастера обратились к портрету, бытовому жанру, к образам людей из низов общества, разных возрастов, народностей. В них резче подчеркивается харатерное и индивидуальное. | |
| «Резной камень с портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н.э., Ленинград, Эрмитаж) (ил. 43) | |
| «Старый рыбак» (2—Г вв. до н. э., Рим, Ватикан) | |
| «Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Католический музеи) | |
| «Мальчик-нубиец» (Париж, Национальная библиотека) | |
| ПЕРГАМ | |
| Архитектура | |
| «Алтарь Зевса» (ок. 180 г. до н. э.) | был возведен в столице - Пергаме, на Акрополе, представляет собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза |
| Скульптура | |
| Скульптурный фриз Пергамского алтаря (Берлин, Музей) (илл. 45) (длина ок. 120 м, высота 2,3 м) Наиболее драматична сцена битвы Афины с гигантом Алкионеем. | грандиозная эпопея борьбы между богами и гигантами, создавалась после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узковременного и местного значения. Страстность и жизненность. Горельефы фриза,порой переходящие в круглую пластику. Обе борющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противниковв бою. И в то же время ясно выделены победители и побежденные. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм. |
| РОДОС | |
| Скульптура | Для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но Родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере. |
| Скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», вторая половина 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) | |
| Группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н. э. (ил. 46) | самое прославленное произведение Родосской школы. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения. |






