Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древними элементами местной культуры. Основные достижения эллинистического искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве: обобщенный образ идеального героя-гражданина вытесняется образами более индивидуализированными,возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.Архитектура и монументальная пластика тяготеют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. Получает широкое развитие мелкая пластика бытового содержания, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологическими темами распространяются аллегорические, исторические, жанровые, портрет и пейзаж. Сильнее проявляется интерес к повседневной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям.
|
Архитектура
| Архитектура и монументальная пластика тяготеют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. В это время сложились новые принципы градостроительства. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь выделяется административный и торговый центр города. Две пересекающие его улицы являлись основными, парадными магистралями. Наряду с храмами возводится большое число гражданских, общественных и инженерных сооружений. В архитектурные ансамбли включаются произведения монументальной скульптуры.
|
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
|
Скульптура
|
|
«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44)
| Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Мощная стройная фигура уверенно устремлена против порывистого ветра, против могучих волн, каждая складка трепещущей одежды полона ликующего чувства победы.
|
Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47)
| Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажённого тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигуры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с легким наклоном торса порождены новым временем.
|
скульптурный портрет
| Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.
|
Так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей)
| образ неизвестного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.
|
АЛЕКСАНДРИЯ
|
Архитектура
| столица Египта - Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой.
|
Фаросский маяк, Александрия,
| который называли среди семи чудес света. На протяжении полутора тысячи лет его существования огонь фаросского маяка был виден мореплавателям на расстоянии более ста миль
|
Скульптура
| Прославленные парки Александрии были украшены декоративной, садово-парковой скульптурой.
|
Статуя Афродиты Киренской (конец 4 и 3 вв. до н. э., Рим, Музей Терм)
| в которой традиции классического искусства нашли продолжение
|
Статуя реки Нила (Рим, Ватикан)
| внешне занимательна и декоративна аллегорическая, несколько вялая и дробная по формам.
|
| Александрийские мастера обратились к портрету, бытовому жанру, к образам людей из низов общества, разных возрастов, народностей. В них резче подчеркивается харатерное и индивидуальное.
|
«Резной камень с портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н.э., Ленинград, Эрмитаж) (ил. 43)
|
|
«Старый рыбак» (2—Г вв. до н. э., Рим, Ватикан)
|
|
«Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Католический музеи)
|
|
«Мальчик-нубиец» (Париж, Национальная библиотека)
|
|
ПЕРГАМ
|
Архитектура
|
|
«Алтарь Зевса» (ок. 180 г. до н. э.)
| был возведен в столице - Пергаме, на Акрополе, представляет собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза
|
Скульптура
|
|
Скульптурный фриз Пергамского алтаря (Берлин, Музей) (илл. 45) (длина ок. 120 м, высота 2,3 м)
Наиболее драматична сцена битвы Афины с гигантом Алкионеем.
| грандиозная эпопея борьбы между богами и гигантами, создавалась после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узковременного и местного значения. Страстность и жизненность. Горельефы фриза,порой переходящие в круглую пластику. Обе борющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противниковв бою. И в то же время ясно выделены победители и побежденные.
В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм.
|
РОДОС
|
Скульптура
| Для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но Родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере.
|
Скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», вторая половина 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей)
|
|
Группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н. э. (ил. 46)
| самое прославленное произведение Родосской школы. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения.
|