Эпоха эллинизма - конец 4 - 1 В. До Н. Э

Для культуры эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства и органическое объединение элементов греческой культуры с восточными традициями, с древними элементами местной культуры. Основные достижения эллинистического искусства связаны с дальнейшим развитием образа человека в монументальном искусстве: обобщенный образ идеального героя-гражданина вытесняется образами более индивидуализированными,возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и буднич­ным аспектам индивидуальности.Архитектура и монументальная пластика тяго­теют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. Получает широкое развитие мелкая пластика бытового содержания, а также садово-парковая скульптура. Наряду с мифологическими темами распространяются аллегорические, историче­ские, жанровые, портрет и пейзаж. Сильнее проявляется интерес к повседневной жизни, к натуралистическим деталям и подробностям.
Архитектура Архитектура и монументальная пластика тяго­теют к колоссальным масштабам, многофигурным группам, огромным рельефным композициям. В это время сложились новые принципы градостроительства. Если в классическую эпоху главным городским сооружением был храм, то теперь выделяется административный и торговый центр города. Две пересекающие его улицы являлись основными, парадными магистралями. Наряду с храмами возводится большое число гражданских, общественных и инженерных сооружений. В архитектурные ансамбли включаются произведения монументальной скульптуры.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
Скульптура  
«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Мощная стройная фигура уверенно устремлена против порывистого ветра, про­тив могучих волн, каждая складка трепещущей одежды полона ликую­щего чувства победы.
Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными тради­циями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажён­ного тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигу­ры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с лег­ким наклоном торса порождены новым временем.
скульптурный портрет Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду прин­ципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.
Так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, На­циональный музей) образ неизвест­ного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.
АЛЕКСАНДРИЯ
Архитектура столица Египта - Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой.
Фаросский маяк, Александрия, который называли среди семи чудес света. На протяжении полутора тысячи лет его существования огонь фаросского маяка был виден мореплавателям на расстоянии более ста миль
Скульптура Прославленные парки Александрии были украшены декоративной, садово-парковой скульптурой.
Статуя Афродиты Киренской (конец 4 и 3 вв. до н. э., Рим, Музей Терм) в которой традиции классического искусства нашли продолжение
Статуя реки Нила (Рим, Ватикан) внешне занимательна и декоративна аллегорическая, несколько вялая и дробная по формам.
  Александрийские мастера обратились к портрету, бытовому жанру, к образам людей из низов общества, раз­ных возрастов, народностей. В них резче подчеркивается харатерное и индивиду­альное.
«Резной камень с портретом Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н.э., Ленинград, Эрмитаж) (ил. 43)  
«Старый рыбак» (2—Г вв. до н. э., Рим, Ватикан)  
«Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Католический музеи)  
«Мальчик-нубиец» (Париж, Националь­ная библиотека)  
ПЕРГАМ
Архитектура  
«Алтарь Зевса» (ок. 180 г. до н. э.) был возведен в столи­це - Пергаме, на Акрополе, представляет собой грандиозное сооружение, словно символизирую­щее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза
Скульптура  
Скульптурный фриз Пергамского алтаря (Берлин, Музей) (илл. 45) (длина ок. 120 м, высота 2,3 м) Наиболее драматична сцена битвы Афины с гигантом Алкионеем. грандиозная эпопея борьбы между богами и гигантами, создавалась после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узковременного и местного значения. Страстность и жиз­ненность. Горельефы фриза,порой переходящие в круглую пластику. Обе бо­рющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противниковв бою. И в то же время ясно выделены победители и побежденные. В пергамском фризе с наибольшей полнотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов их сверхчеловече­ская мощь, бурная динамика, драматизм.
РОДОС
Скульптура Для Родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но Родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повест­вовательной манере.
Скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», вторая половина 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей)  
Группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н. э. (ил. 46) самое прославленное произведение Родосской школы. Страшная гибель троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями, показана с подчеркнутой наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: