Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией, проступающей в горящем взоре

1. «Августовский классицизм» - подражание греческой классике времён правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Резко меняется характер образа — в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполнен­ные спокойной сдержанности и величия.

Мраморная статуя Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э. Рим, Ватикан) (ил. 52) - изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза атлетически сложенного Августа проста. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Но призывный жест поднятой правой руки, обращенной к легионам, властен и лаконичен — он изменяет основной ритм фигуры, подчеркивая решительное движение вверх и вперед. Голова построена строго, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко модели­рованными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мяг­кой светотенью. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина.

2. Время правления Флавиев (69—96 гг. н. э.) строгий стиль Августа сменяет­ся более эффектным и помпезным портретом в рост, портретными бюстами.

«Портрете римлянки из семьи Флавиев» (Рим, Капитолийский музей), - художники отказываются от традиционных фронтальных композиций и более свободно располагают скульптуру в прост­ранстве, разрушая тем замкнутость образа республиканского портрета. Образ оживлен едва заметным движением, наклоном головы. Непринужденная осанка горделива, лицо исполнено самоуверенности. Пышная прическа из живописных масс локонов венчает короной надмен­ные черты молодой женщины.

3. При Флавиях (69—96 гг. н. э.) вновь возрождается резкий реализм, безжалостно воспроизводящий чело­века со всеми его уродливыми чертами. В отличие от веризма рес­публиканской поры художники достигают многогранности, обобщенности характеристики, обогащают художественный и пластический язык новыми средствами.

Люций Цецилий Юкунд (вторая половина 1 в. н. э., Неаполь, Музей) (ил. 61).

Портрет Нерона (Рим, Национальный музей) - с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом, раскрывается холодная жестокость деспота, произвол низменных, необузданных страстей, самомнение. Отяжеленные формы лица, пряди густой шевелюры переданы совокупностью крупных живописных масс.

Время правления Траяна (98-117) - сдержанности и скупости образов.

Портрет Траяна -

Время правления Адриана – подражание эллинистической Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: