Филипп Аравитянин (244—249 гг., Ленинград, Эрмитаж) — суровый солдат, сын разбойника, воплощение образа «варварского» Рима; скульптор выделяет в его лице самое важное, лишь несколькими, линиями и насечками намечает волосы, строит композицию крупными массами, достигая этим почти архитектурной монументальности.
Портрет Максимина Дазы (4 в., Каир, Музей) в портрете побеждает схематизм, внутреннее напряжение приобретает нечеловеческую силу.
«Женский портрет» (4 в., Ленинград, Эрмитаж) - застывшим взором, устремлённом вдаль, духовным порывом предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Человек как бы обращается к внешнему миру, который воспринимается им воплощением неведомых сверхъестественных сил. Воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе — человек сознает себя слабым существом.
В пределах римского искусства рождается спиритуализм, характерный для возникающего средневекового искусства. В образе человека, утратившего этический идеал в самой жизни, разрушается гармония физического и духовного начала, характерная для античного идеала личности.
Живопись