Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией, проступающей в горящем взоре

Филипп Аравитянин (244—249 гг., Ленинград, Эрмитаж) — суровый солдат, сын разбойника, воплощение образа «варварского» Рима; скульптор выделяет в его лице самое важное, лишь несколькими, линиями и насеч­ками намечает волосы, строит композицию крупными массами, достигая этим почти архитектурной монументальности.

Портрет Максимина Дазы (4 в., Каир, Музей) в портрете побеждает схематизм, внутреннее напряжение приобре­тает нечеловеческую силу.

«Женский портрет» (4 в., Ленинград, Эрми­таж) - застывшим взором, устремлённом вдаль, духовным порывом предвосхи­щает иконные лики ранневизантийского искусства. Человек как бы обращается к внешнему миру, который воспринимается им воплощением неве­домых сверхъестественных сил. Воля к жизни исчезает, начинает доми­нировать покорность судьбе — человек сознает себя слабым существом.

В пределах римского искусства рождается спиритуализм, характерный для возникающего средневекового искусства. В образе человека, утратив­шего этический идеал в самой жизни, разрушается гармония физического и духовного начала, характерная для античного идеала личности.

Живопись


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: