Вопрос 3. Личность психолога – консультанта, его профессиональные навыки. Аспекты профессиональной деформации личности консультанта, способы их предотвращения и устранения

(ОТСЕБЯТИНА - интернет)

Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил такие качества личности, необходимые консультанту: доверие к людям; уважение ценности другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; осознание профессионального долга. В ряду профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта отмечаются такие качества, как самокритичность, которая позволяет адекватно воспринимать окружающих людей, проницательность, эмоциональная уравновешенность, терпимость к разным людям, их проблемам, позитивный взгляд на себя и на жизнь, готовность к постоянному, интенсивному общению, к непредсказуемым результатам деятельности.

Л.Б. Шнейдер предлагает объединить все личностные свойства, входящие в “образ Я” психолога-консультанта в понятие “гуманность”, которое включает в себя духовность, эмпатийность, открытость, этичность, мудрость, порядочность, сдержанность,

терпеливость, веру в другого человека, благородство.

Н.А. Аминов и М.В. Молоканов выявили, что для успеха психолога-практика самыми важными качествами личности являются общий интеллект, стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения.

Р. Кочюнас называет: аутентичность, как стержневое качество и важнейшая экзистенциальная ценность психолога-консультанта; открытость собственному опыту, как искренность в восприятии собственных чувств; развитие самопознания, увеличивающего возможность жизненного выбора, позволяющего более реалистично относиться к себе. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов и наоборот – чем больше консультант знает своих клиентов, тем глубже понимает себя; сила личности и идентичность, дающие возможность действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией, что позволит чувствовать себя сильным в межличностных отношениях; толерантность к неопределенности, позволяющая переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами; принятие личной ответственности – за свои действия в ситуации консультирования.

("Успехи современного ествествознания", № 9 за 2008 год Актуальные проблемы образования Научная международная конференция, 15-22 октября 2008 г., Греция (Афины-Дельфы-Метеоры-Микены-Нафплио-Эпидавр) Бозаджиев В.Л. стр. 73)

Э. Нэвис выделил следующие навыки и способности: способность наблюдать, способность делиться наблюдениями, способность управлять энергией, способность развивать контакт, способность завершать контакт, умения, относящиеся к пониманию того, что консультирование есть искусство.

Виды деформаций:

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли "учителя".
5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.
6. Idea fixe — "работа над собой".
7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.
8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

10. Цинизм.

(Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32-34. (с дополнениями) Дмитрий Трунов)

Профилактика:

1. - уметь оказывать помощь себе самому и обращаться к специалистам, когда это необходимо;

- уметь рассчитывать и обдуманно распределять все свои нагрузки (работа - всего лишь часть жизни!);

- проще относиться к конфликтам, особенно мелким и не принципиальным;

- знать свои особенности, чтобы уметь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их на более эффективные и менее разрушающие.

2. Информирование. Первой задачей в профилактике выгорания является расширение информированности сотрудников о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность, а так же об основных «симптомах». (ухудшение отношений с близкими, коллегами, друзьями; нарастающий негативизм к себе, своей профессии и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора; повышенная утомляемость, ухудшение памяти, внимания и прочие совсем не полезные и неприятные переживания);

3. Эмоциональная поддержка «круглые столы», психологические практикумы. Совместное проведение досуга, здоровый образ жизни. Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни города, праздники и дни рождения — все это позволяет отключиться от профессиональных проблем, получить заряд бодрости, желание жить и работать.

4. Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений.

(Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – С. 35-40)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: