Наибольшей популярностью CRM- решения пользуются в США. В 2001 году американские компании истратили на CRM $9,7 млрд, а в 2006 году, по прогнозам исследовательской Jupiter Media Metrix, этот показатель вырастет до $16,5 млрд. Эксперты другой аналитической компании Datamonitor полагают, что ежегодно мировой рынок CRM-решений будет расти на 14%, причем в США темпы его роста прогнозируются более высокими, нежели в странах Европы и Азии. Datamonitor рекомендует производителям CRM-приложений ориентироваться на средние и малые компании, поскольку именно в этом секторе ожидается самое заметное увеличение спроса.
Фабрики советов*
Лариса Кращенко, Ирина Шувалова
Рейтинг консультантов, подготовленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2001 года, показал, что в этом сегменте бизнеса настало время массового производства.
До сих пор рынок консалтинга в России был практически непредсказуемым, а деятельность самих консультационных компаний — импульсивной. Бурный рост сопровождался присущими ему болезнями и противоречиями.
|
|
2001 год стал исключением. Впервые при заметном росте общего объема рынка услуг — на 60% — его структура изменилась незначительно, при том что список участников рейтинга обновился почти наполовину. Другим объективным симптомом взросления рынка стал дефицит профессиональных кадров, в чем признаются сами консультанты. Если раньше консультантом легко мог стать любой сообразительный экономист (а то и просто инженер с предпринимательской или аналитической жилкой), то теперь спрос предъявляется на специалистов, владеющих специальными методиками и имеющих опыт работы. Переманивание кадров уже стало наносить такой ущерб бизнесу, что о нем заговорили вслух. И это не удивительно. До тех пор пока консалтинг был своего рода искусством, а каждый отдельный сотрудник — творцом и носителем «сокровенного знания», его потеря была фактически невосполнима для фирмы. Теперь же на повестку дня встала задача налаживания «технологий по производству советов». Форматизация консалтинга позволяет компании стать более независимой от отдельных личностей и легче менять исполнителей на проектах.
Что касается субъективных свидетельств вступления рынка в зрелую фазу, то достаточно проанализировать изменения в отношении клиентов к своим консультантам. При снижении темпов роста всех объемных макроэкономических показателей темп роста рынка консалтинговых услуг заметно увеличился. Иными словами, доверие к консультантам растет: клиенты почувствовали ценность консалтинга и стали относиться к нему как к локомотиву, способному тянуть компанию в условиях замедления общеэкономического роста.
Все эти факторы заставили консультантов наконец ощутить себя профессионалами своего дела и начать качественные преобразования внутри своих компаний.