Предметность восприятия, его структура

Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника и школьника, зрячего и незрячего — это новая ступень сенсорного познания. Это сложный процесс предметного усвоения действующего на ребенка окружающего мира.

Предметность восприятия формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира. Играя с предметами (игрушками), взаимодействуя с объектами учебной и трудовой деятельности, он осязательно, зрительно и через движения знакомится с ними.

В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ о предметах и явлениях. Целостный образ возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом, но не сводится к их механической рядоположенности или сумме. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, на основе всей совокупности воспринимаемых ощущений и действий.

С целостностью восприятия связана его структурность. Структурность восприятия— это сформированность цельного образа во времени о предметах и явлениях окружающего нас мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов. Восприятие отражает не только совокупность существенных свойств и признаков предмета, но и имеет смысловое значение и название предмета и явления. Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления и зависит от его интересов, потребностей, мотивов, целей и задач деятельности. Чем богаче прошлый опыт и выше мотивы, благороднее задачи, тем богаче восприятие и образы ребенка.

Обычно различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия и соответствующие зоны коры головного мозга (рис. 21).


Речь

Премоторная зона * Моторнаа зона —

Зрительная зона 2

Зрительная зона 1 Чтение, речь

.Сенсорная зона

Префронтальная зона


Рис. 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: