double arrow

Виды и основные процессы памяти

Существует многообразие видов памяти. Их различают по особенностям соотношения двух сигнальных систем, по характеру целей деятельности, наибольшему угасанию анализаторов в восприятии запоминаемого материала. При преобладании наглядно-образного вида памяти дети запоминают любой материал, в том числе и отвлеченный, с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Словесно-логический вид памяти основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий. У детей — как зрячих, так и незрячих и слабовидящих — первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти и он формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.), а также участвует в качестве двигательного компонента других видов памяти, в частности памяти на чувства — эмоциональной памяти. При этом память о событиях, вызвавших яркие эмоции, отличается прочностью и носит наглядно-образный характер. Надолго и ярко запоминаются радостные события, успехи и связанные с ними эмоции, например получение диплома об окончании школы, яркие праздники и фестивали и др.

В зависимости от степени преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). В процессе запоминания в той или иной мере участвуют все перечисленные виды памяти, но у одних детей наиболее успешным является


запоминание материала, предъявленного зрительно, у других — на слух, у третьих — с помощью мышечно-двигательных ощущений, у четвертых — в различных вариантах смешанного способа запоминания.

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно связаны друг с другом.

Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой.

Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача. При произвольном запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные приемы наилучшего усвоения знаний.

Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности (Н. С. Костючек, В. А. Лонина и др.).

В процессе обучения дети развиваются и учатся усваивать материал, повышается и эффективность запоминания. Чтобы достигнуть приблизительно равного усвоения наглядного и словесного материала у детей с нарушением зрения, необходимо проводить дополнительную активизацию учебного процесса, используя индивидуальную продуктивность запоминания.

Отметим, что объем запоминаемого материала возрастает, если между отдельными его частями устанавливаются определенные ассоциации (по смежности, сходству, контрасту), которые являются своеобразными приемами действий для запоминания, развития памяти.

Объем запоминаемого материала значительно возрастает; если вместо механического заучивания, основанного на простых ассоциациях, ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала, предъявляемого для запоминания.

Запоминанию помогает специальная организация материала рифмование, установление в материале связей, несущественных с точки зрения его содержания, и др.

Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.

Сохранение. Различают два основных вида сохранения материала в памяти: кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей


секунды до 1—2 суток. Более длительные сроки сохранения материала в памяти — многие месяцы, годы — относят обычно к деятельности долговременной памяти.

Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет постепенно и дифференцированно перевести указанные сведения в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений. У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется двумя причинами: 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, его быстрым переводом в долговременную память; 2) процессом отбора материала в долговременную память. У слепых и слабовидящих в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает непреднамеренно. Так, в памяти учащихся могут непроизвольно всплывать обстоятельства и события из школьной жизни. Непреднамеренно они могут вспомнить ранее услышанную мелодию и др.

Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения ребенок преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства.

Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными детьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: