Мыслительные операции

Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации.

Анализом называется мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей в единое целое. Анализ и синтез — противоположные друг другу операции, в то же время они непрерывно связаны между собой на отдельных этапах мыслительного процесса. Так, при чтении детьми (как зрячих, так и с нарушениями зрения) выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте. Здесь осуществляются мыслительные процессы анализа. Затем преобладающими становятся процессы синтеза: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения— в те или иные разделы текста.

С помощью сравнения в мышлении происходит установление связей между предметами или явлениями" окружающего мира. С помощью процессов сравнения детьми выявляются сходство и различие объектов действительности. Сравнивая одни предметы и явления с другими, дети могут выявить сходство и различие их друг с другом и сделать выбор, как действовать и правильно ориентироваться в окружающей действительности. На основе сравнения предметов и явлений друг с другом детьми производится обобщение. На основе обобщения и выделения общих для предметов и явлений свойств и признаков у детей образуются понятия.

Выделяя с помощью сравнения сходство и различия в предметах или явлениях, процессы обобщения позволяют человеку классифицировать предметы и явления окружающей действительности. Классификация есть мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе процессов сравнения и обобщения, например классификация животных, растений, химических элементов и т. д.

В процессе обобщения предметов и явлений человек думает только об их общих свойствах, отвлекаясь от различий между ними. Эта мыслительная операция называется абстракцией. Примером абстракции, в частности, являются мысли о дереве, независимо от всех других его особенностей (например, хвойное или лиственное и т. п.). Абстракция и обобщение тесно связаны. Процесс обобщения основан на абстракции и отвлечения от различий

92.


между обобщаемыми предметами. Само обобщение и выделение общего в предметах и явлениях способствует отвлечению свойств. Обобщение сходных предметов, например озер, помогает абстрагировать признаки их нахождения и засоленности, отвлекаясь от других признаков, общих для озер.

В противоположность абстракции конкретизация позволяет перейти от более общих, отвлеченных свойств и признаков к конкретной действительности, к чувственному опыту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: