Формы и виды мышления

Различают чувственное и логическое познание. Эти формы познания тесным образом связаны с разными видами мышления. Обычно выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное) и словесно-логическое мышление. У слепых и слабовидящих детей все виды мышления проходят те же этапы, что и у зрячих детей. Развитие словесно-логического мышления осуществляется на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

С раннего детства у ребенка формирование мышления связано с действием. Уже любое восприятие обусловлено движениями и действиями, которые могут различаться по своей природе, происхождению и механизму формирования и его роли в сенсорном воспитании.

Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. Оно в своем развитии опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако мышление у детей с дефектами зрения и особенно у слепых из-за сужения! чувственного опыта имеет иное соотношение между конкретным и; абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности* сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих совершенствуется при постоянном, взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов. Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.


Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности — чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: