Социо-культурные эффекты

— Уменьшение социальной напряжённости за счёт снятия фрустрации масс молодых людей (вызванной деградацией укладов и социальных общностей), обращения их активности в социально приемлемую и полезную деятельность. Уменьшение численности групп молодёжи с девиантными и аддиктивными формами поведения, протестных настроений (в том числе в социальных сетях).

— Развитие новых форм культурной активности, в том числе новых форм досуга, оздоровление культурной атмосферы, появление позитивных и жизнеутверждающих произведений, созданных молодыми людьми, и демонстрируемой потребности в таких произведениях; появление молодёжных инициатив в сфере образования.

— Появление новых традиций и форм жизни, обеспечивающих такие механизмы культурной преемственности, которые будут адекватны когнитивному укладу. Замечено может быть в виде новых ритуалов жизни молодёжных сообществ, семейных ритуалов, форм общения и взаимодействия, появляющихся в публичном пространстве, новых форм семейного и общественного воспитания детей, ориентированных на будущую жизнь детей в когнитивном обществе, и новых направлений искусства.

Экономические и политические эффекты

— Выращивание кадров для инновационной экономики. Преодоление кадровых дефицитов, обнаруживаемых в инновационных отраслях экономики.

— Формирование «низовых» структур гражданского общества (территориальных и профессиональных), разворачивание территориального самоуправления на основе молодёжных сообществ. Появление территориальных сообществ, активно влияющих на принятие решений в сфере местного самоуправления, как через участие в выборных органах власти, так и через инициирование общественных обсуждений.

— Становление гражданского самосознания, увеличение доли политически активной молодёжи и уменьшение количества тех, кто легко поддаётся политическим манипуляциям. Первыми этот эффект заметят разработчики избирательных кампаний как изменение качества электората, необходимость новых приёмов ведения политических кампаний, не опирающихся на манипуляцию и суггестию.

— Оживление экономики за счёт появления новых экономических проектов и инициатив, освоение «пустошей» и появление новых перспектив для депрессивных территорий. Активизация экономической жизни на депрессивных территориях, что сразу будет замечено через изменение структуры налоговой базы региона и распределения её по территориям.

Приложения

Приложение $У$. Историческая типология укладов

Историческое обозначение Материальные практики (технологии) Социальные практики (институты, формы коммуникации) Символические практики
Ранний архаический Охота, собирательство, организация быта, изготовление орудий из природных материалов Племя; род. Социальная структура дифференцируется по возрастному и гендерному принципу. Анимизм; тотемизм; искусство как особый род магии.
Поздний архаический Пастбищное (часто кочевое) скотоводство; земледелие с использованием мускульной силы человека; переработка природных материалов; ирригация. На нижнем уровне — община, состоящая из семей. На верхнем уровне — государство как система соорганизации общин с выделенной социальной группой «ответственных за смысл» (жрецы, брахманы) Локальные и синкретические культы; в развитой форме — политеизм; искусство как создание артефактов культа
Ранний традиционный Использование энергии животных и природных явлений; селекция; архитектура. Иерархически (стратово) организованный социум; «регулярное» государство; законодательство. Искусство как практика смысловой «сборки» общности и как практика организации досуга; философия; религия откровения.
Поздний традиционный Управление энергией животных и природных явлений; специализация сельского хозяйства; мануфактурная организация ремесленного производства. «Рациональное» государство; многопоколенческая («традиционная») семья; возможность социальной ротации и горизонтальной мобильности. Оформление «нации» как принципа общности. Искусство как «украшение жизни»; догматическая и эзотерическая религия; «законничество»; эмпирическое естествознание.
Ранний индустриальный Освоение энергии пара и физических свойств веществ; фабричная организация производства («эпоха машин»); рациональная организация сельского хозяйства. Появление технических средств связи. «Полицейское» государство; образование свободных ассоциаций и сообществ; «романтическая любовь» как принцип гендерных отношений. Железная дорога и пароход делают горизонтальную мобильность массовой. Искусство как «бегство от жизни» и как социальная рефлексия; Инженерные практики; естественные науки (формирование естественнонаучной картины мира); «научная» критика религии: «Сумерки Богов».
Поздний индустриальный Освоение «глубинных» природных сил: электричество, двигатель внутреннего сгорания, цепная реакция. Конвейерное производство, в том числе в сельском хозяйстве. Массовые средства связи. «Восстание масс». «Социальное» государство (либеральные и тоталитарные модели). Атомизация семьи. Массовая социальная (в том числе вертикальная) мобильность (вплоть до исчезновения определённых социальных групп). Синтез естественных наук и инженерных практик (технология); массовые идеологии; массовое (в том числе идеологизированное) искусство. Оформление гуманитарных наук и практики управления.
Когнитивный Автоматизация схем управления техническими системами и отдельными видами деятельности. «Индивидуализация» конвейера и средств связи. Транснациональные корпорации. «Глобальная деревня». Массовизация социальных сетей. Виртуальная мобильность. Методология управления и гуманитарные технологии. New Age (поиск синтетической веры). Искусство как практика виртуальности.

Приложение $В$. Культурный возраст

1. Общая схема теорий взросления выделяет три шага: детство, подростничество, взрослость.

1.1. Как правило, психологи определяют «взросление» как что-то, что происходит от причины к следствию. Хотя даже в младенчестве («комплекс оживления») мы имеем дело с целенаправленным поведением. Можно предположить, что именно человеческое взросление целенаправлено. (Сперва ребёнок улыбается маме, потом он бежит к маме… Потом подросток привязывается к Учителю…)

1.2. Есть три основных (общепризнанных) концепции взросления: Ж. Пиаже (швейцарская школа), Э. Эриксон (США, развитие психоаналитической школы), Д. Б. Эльконин (СССР, развитие деятельностной школы).

1.2.1. Пиаже прослеживает (с очень тонким и точным экспериментальным материалом) как разворачиваются познавательные способности детей. Лет до двенадцати-четырнадцати. Потом откуда-то берётся понятийное мышление, и развитие заканчивается.

1.2.1.1. Как ни критиковали Пиаже за это «берётся», крайние психофизиологические исследования подтвердили его правоту. Оказывается, в пубертатном периоде (возможно, под воздействием новых гормонов) и у мальчиков, и у девочек формируются новые зоны коры мозга, отвечающие, прежде всего, за отвлечённое мышление и способность к обобщениям.

1.2.1.2. Основное ограничение концепции: у Пиаже дети друг с другом не общаются.

1.2.2.1. Эриксон прослеживает именно общение, особенно общение в подростковом возрасте, делая акцент на гендерные отношения и очень долго рассматривает, как мальчики и девочки выстраивают отношения.

1.2.2.2. Основное ограничение концепции: у Эриксона дети в школу не ходят, и вообще не осваивают никаких знаний, и ничем не интересуются, кроме друг друга и отношения к ним взрослых.

1.2.3.1. Эльконин очень точно прослеживает динамику взаимодействия детей со взрослыми. Как формируется у них мышление, как формируются способы социального взаимодействия. Мы считаем теорию Эльконина базовой (с поправками Б. Д. Эльконина), в ней тоже есть ограничения.

1.2.3.2. Во-первых, у Эльконина дети бесполые.

1.2.3.3. у Эльконина (и во всей традиции, которая проистекает из школы Эльконина-Давыдова) взросление определяется только нормированными социальными институтами.

1.2.3.4. Было намерение и у Д. Б., и у Б. Д. исследовать неформальные сообщества взросления. Но беда случилась во внешнем мире, СССР и его система воспитания кончилась, старые сообщества кончились, а новые ещё не начались.

1.3. Есть великолепная альтернатива, концепция взросления Штайнера. Практика показала, что она работает. К сожалению, она изложена потрясающе эзотерическим (то есть только «для своих») языком и работает только в странах, где силён протестантизм.

1.3.1. Очень показательно, что сама лингвистика концепции Штайнера вызывает отторжение и у нормальных атеистов, и у представителей более традиционного христианства, католиков и православных.

1.3.1.1. Но довертеть в концепции Штайнера, суметь превратить интуитивные находки этой концепции в что-то не стихийное — это дело будущего.

2. Пока теории взросления между собой спорили, случился кризис взрослости.

2.1. Представители разных концепций могут между собой спорить о причинах кризиса. Возможно, причина не в образовательных институтах, не даже в переформатировании семейных отношений, а в кризисе самого образа взрослости.

2.1.1. В общераспространённом представлении, взрослый — это квалифицированный профессионал, работающий на своей работе, способный содержать семью и воспитывать детей (находясь в когнитивном и поведенческом резонансе с такими общественными институтами, как детский сад и школа, как минимум).

2.1.2. Взрослый — тот, кто может ставить цели в отношении к объективному миру и достигать этих целей. (Г. П. Щедровицкий, И. Иллич, П. Бурдье, а уже дальше А. А. Попов, С. В. Ермаков.) Содержание этих целей — вопрос его собственного самоопределения, можно трудиться ради личной карьеры, можно ради объективной истины, можно ради спасения мира или хотя бы некоторых людей. В таких социальных институтах, как наука и церковь, эти цели часто удаётся совместить. (В бизнесе и администрировании, как правило, не удаётся.)

2.2. Система образования перестала быть «взрослой» и в том, и в другом смысле. Современный учитель (точнее, «училка») и не является квалифицированным профессионалом (если квалификацию профессионала определять продуктом деятельности, а не отчётом о деятельности), и не может ставить цели в отношении к объективному миру.

2.2.1. Система образования (так же как система массовой культуры) «взрослит» в особый искусственный подростковый мир, где важны отношения, статусы, формальные оценки.

2.2.1.1. Отсюда наблюдаемая нами «подростковость» и в так называемой молодёжной инициативе, и в поведении студентов и молодых специалистов.

3. Взрослым считается человек, который:

— знает, что он делает;

— знает, зачем он это делает;

— понимает и умеет то, что он делает;

— умеет удерживать цель и энергетику цели на протяжении хотя бы нескольких лет;

— умеет понимать, что он не может, не знает, не умеет («определяющая рефлексия»)

— умеет учиться тому, что он не может, не знает, не умеет, и радоваться этому.

Приложение $У$. Бирюса — стационарный университет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: