— Уменьшение социальной напряжённости за счёт снятия фрустрации масс молодых людей (вызванной деградацией укладов и социальных общностей), обращения их активности в социально приемлемую и полезную деятельность. Уменьшение численности групп молодёжи с девиантными и аддиктивными формами поведения, протестных настроений (в том числе в социальных сетях).
— Развитие новых форм культурной активности, в том числе новых форм досуга, оздоровление культурной атмосферы, появление позитивных и жизнеутверждающих произведений, созданных молодыми людьми, и демонстрируемой потребности в таких произведениях; появление молодёжных инициатив в сфере образования.
— Появление новых традиций и форм жизни, обеспечивающих такие механизмы культурной преемственности, которые будут адекватны когнитивному укладу. Замечено может быть в виде новых ритуалов жизни молодёжных сообществ, семейных ритуалов, форм общения и взаимодействия, появляющихся в публичном пространстве, новых форм семейного и общественного воспитания детей, ориентированных на будущую жизнь детей в когнитивном обществе, и новых направлений искусства.
|
|
Экономические и политические эффекты
— Выращивание кадров для инновационной экономики. Преодоление кадровых дефицитов, обнаруживаемых в инновационных отраслях экономики.
— Формирование «низовых» структур гражданского общества (территориальных и профессиональных), разворачивание территориального самоуправления на основе молодёжных сообществ. Появление территориальных сообществ, активно влияющих на принятие решений в сфере местного самоуправления, как через участие в выборных органах власти, так и через инициирование общественных обсуждений.
— Становление гражданского самосознания, увеличение доли политически активной молодёжи и уменьшение количества тех, кто легко поддаётся политическим манипуляциям. Первыми этот эффект заметят разработчики избирательных кампаний как изменение качества электората, необходимость новых приёмов ведения политических кампаний, не опирающихся на манипуляцию и суггестию.
— Оживление экономики за счёт появления новых экономических проектов и инициатив, освоение «пустошей» и появление новых перспектив для депрессивных территорий. Активизация экономической жизни на депрессивных территориях, что сразу будет замечено через изменение структуры налоговой базы региона и распределения её по территориям.
Приложения
Приложение $У$. Историческая типология укладов
Историческое обозначение | Материальные практики (технологии) | Социальные практики (институты, формы коммуникации) | Символические практики |
Ранний архаический | Охота, собирательство, организация быта, изготовление орудий из природных материалов | Племя; род. Социальная структура дифференцируется по возрастному и гендерному принципу. | Анимизм; тотемизм; искусство как особый род магии. |
Поздний архаический | Пастбищное (часто кочевое) скотоводство; земледелие с использованием мускульной силы человека; переработка природных материалов; ирригация. | На нижнем уровне — община, состоящая из семей. На верхнем уровне — государство как система соорганизации общин с выделенной социальной группой «ответственных за смысл» (жрецы, брахманы) | Локальные и синкретические культы; в развитой форме — политеизм; искусство как создание артефактов культа |
Ранний традиционный | Использование энергии животных и природных явлений; селекция; архитектура. | Иерархически (стратово) организованный социум; «регулярное» государство; законодательство. | Искусство как практика смысловой «сборки» общности и как практика организации досуга; философия; религия откровения. |
Поздний традиционный | Управление энергией животных и природных явлений; специализация сельского хозяйства; мануфактурная организация ремесленного производства. | «Рациональное» государство; многопоколенческая («традиционная») семья; возможность социальной ротации и горизонтальной мобильности. Оформление «нации» как принципа общности. | Искусство как «украшение жизни»; догматическая и эзотерическая религия; «законничество»; эмпирическое естествознание. |
Ранний индустриальный | Освоение энергии пара и физических свойств веществ; фабричная организация производства («эпоха машин»); рациональная организация сельского хозяйства. Появление технических средств связи. | «Полицейское» государство; образование свободных ассоциаций и сообществ; «романтическая любовь» как принцип гендерных отношений. Железная дорога и пароход делают горизонтальную мобильность массовой. | Искусство как «бегство от жизни» и как социальная рефлексия; Инженерные практики; естественные науки (формирование естественнонаучной картины мира); «научная» критика религии: «Сумерки Богов». |
Поздний индустриальный | Освоение «глубинных» природных сил: электричество, двигатель внутреннего сгорания, цепная реакция. Конвейерное производство, в том числе в сельском хозяйстве. Массовые средства связи. | «Восстание масс». «Социальное» государство (либеральные и тоталитарные модели). Атомизация семьи. Массовая социальная (в том числе вертикальная) мобильность (вплоть до исчезновения определённых социальных групп). | Синтез естественных наук и инженерных практик (технология); массовые идеологии; массовое (в том числе идеологизированное) искусство. Оформление гуманитарных наук и практики управления. |
Когнитивный | Автоматизация схем управления техническими системами и отдельными видами деятельности. «Индивидуализация» конвейера и средств связи. | Транснациональные корпорации. «Глобальная деревня». Массовизация социальных сетей. Виртуальная мобильность. | Методология управления и гуманитарные технологии. New Age (поиск синтетической веры). Искусство как практика виртуальности. |
Приложение $В$. Культурный возраст
|
|
1. Общая схема теорий взросления выделяет три шага: детство, подростничество, взрослость.
1.1. Как правило, психологи определяют «взросление» как что-то, что происходит от причины к следствию. Хотя даже в младенчестве («комплекс оживления») мы имеем дело с целенаправленным поведением. Можно предположить, что именно человеческое взросление целенаправлено. (Сперва ребёнок улыбается маме, потом он бежит к маме… Потом подросток привязывается к Учителю…)
|
|
1.2. Есть три основных (общепризнанных) концепции взросления: Ж. Пиаже (швейцарская школа), Э. Эриксон (США, развитие психоаналитической школы), Д. Б. Эльконин (СССР, развитие деятельностной школы).
1.2.1. Пиаже прослеживает (с очень тонким и точным экспериментальным материалом) как разворачиваются познавательные способности детей. Лет до двенадцати-четырнадцати. Потом откуда-то берётся понятийное мышление, и развитие заканчивается.
1.2.1.1. Как ни критиковали Пиаже за это «берётся», крайние психофизиологические исследования подтвердили его правоту. Оказывается, в пубертатном периоде (возможно, под воздействием новых гормонов) и у мальчиков, и у девочек формируются новые зоны коры мозга, отвечающие, прежде всего, за отвлечённое мышление и способность к обобщениям.
1.2.1.2. Основное ограничение концепции: у Пиаже дети друг с другом не общаются.
1.2.2.1. Эриксон прослеживает именно общение, особенно общение в подростковом возрасте, делая акцент на гендерные отношения и очень долго рассматривает, как мальчики и девочки выстраивают отношения.
1.2.2.2. Основное ограничение концепции: у Эриксона дети в школу не ходят, и вообще не осваивают никаких знаний, и ничем не интересуются, кроме друг друга и отношения к ним взрослых.
1.2.3.1. Эльконин очень точно прослеживает динамику взаимодействия детей со взрослыми. Как формируется у них мышление, как формируются способы социального взаимодействия. Мы считаем теорию Эльконина базовой (с поправками Б. Д. Эльконина), в ней тоже есть ограничения.
1.2.3.2. Во-первых, у Эльконина дети бесполые.
1.2.3.3. у Эльконина (и во всей традиции, которая проистекает из школы Эльконина-Давыдова) взросление определяется только нормированными социальными институтами.
1.2.3.4. Было намерение и у Д. Б., и у Б. Д. исследовать неформальные сообщества взросления. Но беда случилась во внешнем мире, СССР и его система воспитания кончилась, старые сообщества кончились, а новые ещё не начались.
1.3. Есть великолепная альтернатива, концепция взросления Штайнера. Практика показала, что она работает. К сожалению, она изложена потрясающе эзотерическим (то есть только «для своих») языком и работает только в странах, где силён протестантизм.
|
|
1.3.1. Очень показательно, что сама лингвистика концепции Штайнера вызывает отторжение и у нормальных атеистов, и у представителей более традиционного христианства, католиков и православных.
1.3.1.1. Но довертеть в концепции Штайнера, суметь превратить интуитивные находки этой концепции в что-то не стихийное — это дело будущего.
2. Пока теории взросления между собой спорили, случился кризис взрослости.
2.1. Представители разных концепций могут между собой спорить о причинах кризиса. Возможно, причина не в образовательных институтах, не даже в переформатировании семейных отношений, а в кризисе самого образа взрослости.
2.1.1. В общераспространённом представлении, взрослый — это квалифицированный профессионал, работающий на своей работе, способный содержать семью и воспитывать детей (находясь в когнитивном и поведенческом резонансе с такими общественными институтами, как детский сад и школа, как минимум).
2.1.2. Взрослый — тот, кто может ставить цели в отношении к объективному миру и достигать этих целей. (Г. П. Щедровицкий, И. Иллич, П. Бурдье, а уже дальше А. А. Попов, С. В. Ермаков.) Содержание этих целей — вопрос его собственного самоопределения, можно трудиться ради личной карьеры, можно ради объективной истины, можно ради спасения мира или хотя бы некоторых людей. В таких социальных институтах, как наука и церковь, эти цели часто удаётся совместить. (В бизнесе и администрировании, как правило, не удаётся.)
2.2. Система образования перестала быть «взрослой» и в том, и в другом смысле. Современный учитель (точнее, «училка») и не является квалифицированным профессионалом (если квалификацию профессионала определять продуктом деятельности, а не отчётом о деятельности), и не может ставить цели в отношении к объективному миру.
2.2.1. Система образования (так же как система массовой культуры) «взрослит» в особый искусственный подростковый мир, где важны отношения, статусы, формальные оценки.
2.2.1.1. Отсюда наблюдаемая нами «подростковость» и в так называемой молодёжной инициативе, и в поведении студентов и молодых специалистов.
3. Взрослым считается человек, который:
— знает, что он делает;
— знает, зачем он это делает;
— понимает и умеет то, что он делает;
— умеет удерживать цель и энергетику цели на протяжении хотя бы нескольких лет;
— умеет понимать, что он не может, не знает, не умеет («определяющая рефлексия»)
— умеет учиться тому, что он не может, не знает, не умеет, и радоваться этому.
Приложение $У$. Бирюса — стационарный университет