Псалом 103, предначинательный

На практике опускают псалом и поют только избранные стихи, это может быть либо Греческий, либо обработка греческого композиторами, нередко поется Аллеманов. Иногда может быть использован распев КПЛ и т. д.

103 псалом является неизменяемой частью вечерни и присутствует на ней всегда. По Типикону, согласно 2 главе, на бдении предначинательный псалом исполняется на 8-й глас. Следует отметить, что 8-й глас, занимающий особенное положение в нашем осмогласии и завершающий его, выбран не случайно. Именно на этот величавый, спокойно-торжественный глас нередко положено завершать корпус праздничных стихир, как апофеоз молитвенного торжества. (См. напр. И ныне Рождества Богородицы, Воздвижения, Архистратига Михаила, Казанской иконы, на Введение и т. п.) Причем исполнение 103 псалма, согласно иерусалимскому уставу, происходит особенным образом: на глас 8-й начинает пение не скоро предстоятель, затем подпевает братия, поет певец правого хора и т.д. (См. Подробнее 2 главу Типикона).

Обратим внимание, что по нашему синодальному нотному Обиходу поется не весь псалом, а только избранные стихи, причем для разных распевов (знаменный, греческий, киевский) эти стихи отличаются. Остальная часть псалма может быть либо прочитана, как это сейчас и практикуется там, где псалом исполняется целиком, либо следует понимать так, что певческие книги распевают избранные стихи в качестве образца, по которому следует петь и весь псалом.

Дониконовская традиция: по Оку Церковному — 103 псалом поется также на 8-й глас, по крюковым книгам — в Обиходе глас не надписан, но при ближайшем рассмотрении состоит из попевок восьмого гласа, на практике старообрядцы именно так и исполняют.

«Блажен муж» или 1-я кафисма

Чаще всего используется Киевский распев и его обработки, а также Почаевский, Валаамский, иногда гармонизованный распев Зосимовой пустыни, различные авторские.

«Блажен муж» — 1-й антифон 1-й кафисмы — исполняется на полиелейной и бденной вечерне, на службе воскресной положена уже целиком вся первая кафисма. По Типикону (опять по 2 главе) должно петь первый антифон, т. е. первую Славу, на тот же торжественный глас 8-й, а 2-ю и 3-ю — на глас недели. Примечательно, что Типикон обычно умалчивает о напевах кафисм, и только для двух из них — этой и 17-ой, делает исключение. И именно эту кафисму, на исполнении которой Типикон акцентирует внимание, в результате мы исполняем все равно по-своему.

Как вы знаете, особенностью первой Славы, как и Полиелея, а иногда и 17-ой кафисмы, является припев «Аллилуия». На самом деле нынешний Типикон умалчивает о таком припеве, и его употребление сейчас основано исключительно на нотных памятниках. При этом интересно, что в знаменном и греческом распевах на первом антифоне припевается «Аллилуия» 1 раз, а вот по киевскому уже 3 раза, что, кстати, свидетельствует о более позднем происхождении этого распева. Зато по Студийскому уставу и 1-й антифон поется на 8-й глас с аллилуарием (там целая система аллилуариев), и 2-й, и 3-й антифоны — также с аллилуариями на текущий глас. Так что похоже, что дошедшая до нас традиция содержит архаические моменты русского студийского устава.

Дониконовская традиция: по Оку Церковному «Блажен муж» поется на 8-й глас, по крюковым книгам — в Обиходе глас не надписан, но состоит из попевок 8-го гласа, на практике — исполняют по Обиходу. Второй и третий антифон — по Оку на глас дня, в певческих книгах указаний нет, а на практике их обычно читают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: