Припевы по Евангелии

Их обычно поют на глас 6-й, а в двунадесятые праздники иногда на 2-й.

Припевы эти поют после чтения праздничного Евангелия на утрени. На самом деле это вопрос один из запутанных... В уставе прямое предписание отсутствует, но в праздники точно указано петь на глас 2-й, постом на 8-й. Скабалланович настаивает на повседневном 6-м гласе для исполнения.

Если быть скрупулезным, то тут ситуация такая. «Слава: Молитвами апостолов», «И ныне: Молитвами Богородицы:» в разных книгах предписывается петь, но на какой именно глас оно поется, указаний ни в самом Типиконе, ни у Сыpникова или Розанова я не нашел. В богослужебных книгах глас тоже умалчивается.

В тоже время «Помилуй мя Боже:» служит стихом к евангельской стихире, и поется уже на глас этой стихиры, т. е. в обычные воскресенья как раз на 6-й. Подтверждения этому можно найти в Октоихе, неделе первого гласа, и в Иpмологии, раздел стихи по 50-м псалме. Хотя в Октае (дониконовском) этого нет, в нашем Октоихе совершенно недвусмысленно стоит: «таже глас 6-й, Помилуй мя Боже: и прочее». Таким образом, де-факто первые два тропаря на практике просто поют в следующий за ними глас, так как иного не указано.

Иная ситуация возникает, когда глас указан явно, например, с появлением вместо безгласового припева «Молитвами апостолов» тропарей 8-го гласа «Покаяния отверзи ми двери». Обратим внимание и на службу Введения во храм Пресвятой Богородицы или службу Недели Ваий, где припевы на Слава, И ныне: «Днесь Христос» и «Днесь хpам» положено исполнять на глас 2-й. Можно привести в пример Рождество, Богоявление, Пpеобpажение и т. д.

Стоит добавить, что Слава, И ныне, служили окончанием к исполнению 50-го псалма, затем шло повторение первого стиха. В древности припевы полагались ко всем стихам 50-го псалма. С течением времени остались припевы только для Славы, И ныне, и для повторного исполнения 1-го стиха — т.е. для «Помилуй мя Боже». В наше время и сам псалом уже повсеместно опускается...

Дониконовская традиция: ни в Оке Церковном, ни в крюковых певческих книгах глас не указан. На практике исполняется следующим образом: в праздники — на напев концов тропарей по Бог Господь или простейшей напевкой, в неделю — на 6-й глас, хотя в книгах он указан только для «Воскрес Иисус от гроба».

Интересно, что в подготовительные недели Великого Поста поется только «Множество...» и, при том, на глас 6, а в Пост — «Множество...» плюс «Покаяния...», но уже на гл. 8., что предписывается и Оком, и Обиходом.

Кроме того, в Обиходе указано «На Рождество Христово, Богоявление и Преображение вместо Молитв ради» и дальше дан развод в крюках без надписания гласа для «Всяческая...». Отнести это к какому-то гласу тяжело. Но в Праздниках припевы на Богоявление и Рождество («Всяческая днесь») — указаны на пятый глас.

Стихиры по 50 псалме (по книге Праздники) на Рождество, Богоявление, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Вход во храм, Сретение, Неделю цветную, Вознесение, Пятидесятницу, Успение — на глас 6-й. И только Благовещению — второй (с литии). Правда каждому празднику отдельный развод с разными фитами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: