Литургия

На что следует обратить внимание:

Рассмотрим Антифоны (праздничные — будничные — изобразительные): в Типиконе информация о них практически отсутствует, нет указаний ни в главе о воскресной службе (2 глава Типикона), ни в главе «о литургиях подобает ведати, и о святей божественней службе». Само же последование Литургии можно найти в богослужебном Апостоле или Ирмологии, по этим книгам и составляем свое мнение. Кроме того, некоторая информация содержится в Октоихе, и в службе святого наряду.

Антифоны Изобразительные т.е. псалом 102, 145 и евангельские Блаженства с уставными тропарями. Исполняются они в воскресные, субботние и праздничные дни, а также если святой в минее имеет блаженны.

На практике могут использовать простой т. наз. обиходный распев, либо исполнять на греческий тропарный почему-то (!) 1-й глас. Репертуар же догматика «Единородный Сыне» и Блаженн достаточно широк. Он простирается от простого обиходного до множества композиторских или местечковых распевов, как-то: саровский, лаврский и т. п.

Как положено по уставу? 1-й антифон полагается петь на 8-й глас, глас второго антифона умалчивается, обычно его относят к тому же 8-му гласу (хотя у греков он уже на 2-й), а «Единородный Сыне», по Ирмологию, поется на глас 6-й.

М.Скабалланович замечает, что петь Изобразительны, так же как и другие антифоны, следует на тропарный напев гласа. Он указывает на то, что на Литургии из разных напевов гласа берутся самые богатые: тропарный, канонный и прокимнический.

Отдельно следует сказать о гласовой основе Блаженн. В Ирмологии глас умалчивается. Если же разбирать службу воскресную, то тут касательно Блаженн еще можно найти ответ. Типикон в уставе о воскресной службе дает следующее указание: «блаженна осмогласника» (2 глава) или «на литургии, блаженна гласа» (3 глава). То же и в самом Октоихе, т. е. если мы заглянем в службу Литургии, то увидим, что блаженну предписывается петь на глас недели, тут же даются и тропари на блаженнах соответствующего гласа.

Не совсем ясным остается, в тот ли глас, согласно уставу, нужно петь тропари минеи, когда они бывают, или же исполнять их уже на глас минейного канона? Последнее совершенно логично, но прямых указаний об этом в уставе нет. А тем более не ясно, как петь, когда тропари на блаженнах положены только из минеи. Согласно логике, мы должны исполнить их на глас канона. Но если отнестись к этому скрупулезно, то в самой Минее и уставе на сей счет указания бывают достаточно лаконичные: например, «от 3-й и 6-й песни на 8-мь», глас, как видим, не оговаривается. Вот что пишет Типикон в уставе службы субботней: «аще ли имать святый на литургии песнь, (и) святаго песнь 3-ия, на 4, и октоиха гласа, 4». Т. е. с Октоихом-то все понятно, а вот с тропарями Минеи, если быть буквоедом, — не совсем.

Дониконовская традиция: в Оке Церковном информация просто отсутствует. На практике — «Единородный Сыне» исполняется на свой напев, Изобразительны на самогласен гласа. Кроме того, известен развод «Единородный...» 6-м знаменным гласом. Блаженны — в будни поется одна стихира по Октаю на самогласен и остальные читаются. В воскресение — от канона на самогласен гласа канона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: