- воспитание
- дидактика
- обучение
- опыт
- педагогика
- педагогическая психология
- педология
- психика
- психическое развитие
- психология
- развитие
- сенситивные периоды развития
- учение
Вопросы для самопроверки
- Что является предметом педагогической психологии?
- Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.
- В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?
- Назовите основные задачи педагогической психологии.
- В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?
- Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?
- Назовите основные ветви педагогической психологии.
- Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.
- В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?
- Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.
- Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?
- В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя?
- Назовите основные этапы развития педагогической психологии.
- Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии?
- В чем особенности педологии как науки?
- Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?
- Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.
- Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
- Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
- Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
- Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. М., 1997.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. 1948.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 1995.
- Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.