Элементы активных форм в работе преподавателя

У

же из краткого описания отдельных методов активного обуче­ния видно, что они способны помочь в овладении знаниями. Достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной мотивации. Обучающиеся не должны делать специальных усилий, стремясь запомнить материал, они просто решают конкретные задачи, тесно связанные с их будущей или действительной рабо­той, причем в социальной и эмоциональной обстановке, макси­мально приближенной к производственной. В этих условиях они накапливают необходимые знания в процессе решения задач, и тем самым основной учебный материал вводится в цель дея­тельности, а не в средства.


Этим активные методы существенно отличаются от традицион­ных способов обучения, в которых общая цель — получение знаний, образования, специальности — если и значима личностно, то непо­средственная, частная, связанная с усвоением конкретного материа­ла, навязывается извне. Цель данного занятия слишком далека от конечных задач и потому субъективно не связывается с реальными перспективами профессиональной деятельности, она не актуализи­рует соответствующих социальных установок и, следовательно, не дает нужного эффекта. В то же время при активном обучении отда­ленная конечная цель — получение образования — непосредственно порождает мотив конкретной деятельности (например, при разреше­нии определенной ситуации) и пробуждает личную заинтересован­ность, которая существенно ускоряет усвоение материала и улучша­ет результаты обучения. Повышение эмоционального фона и предва­рительная настройка на ситуацию оптимизируют работу памяти, тем самым достигается эффективное использование прошлого опыта уча­щихся и изменение их общего отношения к обучению.

Не только изменение отношения к обучению является суще­ственным достоинством активных методов по сравнению с тради­ционными, но и принятие новых способов и стратегий поведения. Речь идет не только об их усвоении, но именно об их личностной приемлемости, что исходно связано с психологическими барьера­ми и способами защиты и, безусловно, требует перестройки уста­новок. Полезно подчеркнуть и то, что в активных методах источни­ком новой информации становится не только преподаватель и учеб­ная литература, но и весь коллектив слушателей. Преподаватель лишь помогает выбирать нужную информацию из обсуждаемых проблем и направляет ход дискуссии.

При традиционных формах обучения — и при лекционном спо­собе общения, и в процессе индивидуальной работы — обмен ин­формацией осуществляется только через преподавателя. При ак­тивных способах обучения общение в группе — основная форма взаимодействия. Оно создает человеку оптимальные условия для того, чтобы он мог развить и выразить собственное мнение, обос­новать свою точку зрения, а это, в свою очередь, является необхо­димым условием для интериоризации знаний и взглядов, то есть превращение их в достояние личности, в убеждения.

Мы кратко изложили несколько методов активного обучения. Важно иметь в виду, что, даже не применяя их в полном объеме, можно использовать их элементы в обычном лекционном курсе. Приведем несколько примеров.

Из метода погружения. Начиная читать новый курс лекций, преподаватель нередко сталкивается с внутренним сопротивле-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: