У |
же из краткого описания отдельных методов активного обучения видно, что они способны помочь в овладении знаниями. Достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной мотивации. Обучающиеся не должны делать специальных усилий, стремясь запомнить материал, они просто решают конкретные задачи, тесно связанные с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмоциональной обстановке, максимально приближенной к производственной. В этих условиях они накапливают необходимые знания в процессе решения задач, и тем самым основной учебный материал вводится в цель деятельности, а не в средства.
Этим активные методы существенно отличаются от традиционных способов обучения, в которых общая цель — получение знаний, образования, специальности — если и значима личностно, то непосредственная, частная, связанная с усвоением конкретного материала, навязывается извне. Цель данного занятия слишком далека от конечных задач и потому субъективно не связывается с реальными перспективами профессиональной деятельности, она не актуализирует соответствующих социальных установок и, следовательно, не дает нужного эффекта. В то же время при активном обучении отдаленная конечная цель — получение образования — непосредственно порождает мотив конкретной деятельности (например, при разрешении определенной ситуации) и пробуждает личную заинтересованность, которая существенно ускоряет усвоение материала и улучшает результаты обучения. Повышение эмоционального фона и предварительная настройка на ситуацию оптимизируют работу памяти, тем самым достигается эффективное использование прошлого опыта учащихся и изменение их общего отношения к обучению.
|
|
Не только изменение отношения к обучению является существенным достоинством активных методов по сравнению с традиционными, но и принятие новых способов и стратегий поведения. Речь идет не только об их усвоении, но именно об их личностной приемлемости, что исходно связано с психологическими барьерами и способами защиты и, безусловно, требует перестройки установок. Полезно подчеркнуть и то, что в активных методах источником новой информации становится не только преподаватель и учебная литература, но и весь коллектив слушателей. Преподаватель лишь помогает выбирать нужную информацию из обсуждаемых проблем и направляет ход дискуссии.
При традиционных формах обучения — и при лекционном способе общения, и в процессе индивидуальной работы — обмен информацией осуществляется только через преподавателя. При активных способах обучения общение в группе — основная форма взаимодействия. Оно создает человеку оптимальные условия для того, чтобы он мог развить и выразить собственное мнение, обосновать свою точку зрения, а это, в свою очередь, является необходимым условием для интериоризации знаний и взглядов, то есть превращение их в достояние личности, в убеждения.
|
|
Мы кратко изложили несколько методов активного обучения. Важно иметь в виду, что, даже не применяя их в полном объеме, можно использовать их элементы в обычном лекционном курсе. Приведем несколько примеров.
Из метода погружения. Начиная читать новый курс лекций, преподаватель нередко сталкивается с внутренним сопротивле-