но, что мама, которая полежит с ребенком перед сном в постели, может успешно воздействовать на него, если тихонько сделает некоторые важные внушения. Можно достичь самых быстрых результатов, обучая ребенка в состоянии полусна.
Феномен внушения объясняется через подражание, имитацию и представление. Гипноз стирает различия между «Я» и другим. Он родственен эмпатии. Фрейд объяснял гипноз через идентификацию, слиянием с идеальным «Я» гипнотизера. С помощью внушения можно корректировать состояние человека за счет активизации его психических процессов, изменения эмоционального отношения к окружающему миру. Если эффективность воздействия при убеждении определяется аргументированностью доводов, то при внушении она достигается специальной, индивидуально-значимой информацией, не подверженной контролю со стороны сознания. В этом смысле внушение может быть представлено как некоторое вмешательство извне в обычное течение таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. В результате внушения внимание становится необычайно концентрированным. Затормаживается восприятие наличных, реальных стимулов и становится неактуальной прежняя мотивация. Одновременно с этим торможением целенаправленно активизируются следы памяти определенного состояния. При этом эффект внушения тем больше, чем меньше информации, противоречащей внушению, поступает в этот период из окружающей среды.
|
|
Внушение невозможно без существенных изменений в работе памяти, а именно без внешнего управления доступностью считывания информации из долговременной памяти. В этом смысле можно говорить, что стадия глубокого внушения — гипноз -— это состояние, позволяющее преодолеть амнестический барьер или управлять им. В гипнозе могут растормаживаться следовые процессы, соответствующие, казалось бы, безвозвратно забытым событиям, которые не удается восстановить при произвольном воспоминании. Таким образом, внушение обеспечивает повышенную эффективность извлечения следов из памяти, что и определяет его роль в активизации обучения и творчества [227].
Внушение усиливает (раскрепощает) творческие способности. Так, если испытуемых просили перечислить все свойства некоторого предмета до и после внушения, то среднее число показателей, использованных для характеристики этого предмета после внушения, было существенно больше, чем до него. Кроме того, отмечалось много новых, оригинальных ответов. Предполагают, что стимулирование творческой продуктивности при внушении происходит подсознательно и обеспечивается отключением механизмов
|
|
психологической защиты и интенсивным принудительным фокусированием внимания. Оно направляется и поддерживается концентрацией возбуждения одного из участков коры головного мозга на фоне общего снижения тонуса коры вплоть до сна. При этом в фокусе внимания чувствительность резко повышается, и человек начинает воспринимать дополнительно большой объем подпоро-говых и маловероятных стимулов, что и повышает его творческую продуктивность.
Как уже упоминалось, психологическая защита сковывает человека общепринятыми установившимися нормами, категориями, ценностями. Он страшится перспективы быть непохожим на окружающих, страдает от недоверия к значимости собственных возможностей, боится возможности ошибки и общественного осуждения за нее. Как только возникает одна из упомянутых опасностей, механизмы защиты включаются и тормозят генерацию новых идей. Поэтому временное раскрепощение от подобных страхов под воздействием внушения повышает творческие способности.
Несмотря на то, что при внушении снижена способность к критике и человек освобожден от различных видов психологической защиты, он может достичь только тех результатов, к которым подготовлен всем ходом своего развития и которые не противоречат его основным принципам, убеждениям и ценностям. Согласно современным данным, внушение не может изменить базовые свойства личности, и, следовательно, нельзя внушить человеку то, что им противоречит. Даже находясь в глубоком гипнозе, он реагирует на действия, противоречащие его убеждениям, и быстро выходит из состояния гипноза. Именно поэтому применение элементов внушения в учебном процессе эффективно, только если они используются на благоприятном фоне положительного отношения внушаемого к обучению.
Основное орудие воздействия при внушении — слово; оно может оказывать интеллектуальное, образное и эмоциональное влияние. Управление эффективностью внушения связано с виртуозным владением техникой организации речевых инструкций. При акценте на интеллектуальное воздействие важна однозначность формулировки внушения. Для облегчения условий формирования образов в формулировках используют слова, способствующие порождению нужного зрительного представления. С целью усиления эмоционального влияния включают слова, пробуждающие желаемые чувства. Когда необходимо стабилизировать порождаемый при внушении зрительный образ, активизируют вспомогательные ассоциации, направленные на его обогащение, то есть управляют подтекстом используемых формулировок. Выразительными сред
ствами активизации подтекста могут быть предварительно подготовленные недоговоренности, акцентирование, выразительные паузы.
Эффект внушения достигается легче, если учитывается тип нервной системы и темперамента внушаемого. Например, у людей художественного типа легче вызвать внушение словесным воздействием, опираясь на речь и логику, а мыслительного типа — при образном и эмоциональном воздействии, то есть воздействие эффективнее не через локус максимального контроля, а через периферическое восприятие. При этом значительную роль в эффективности внушения и грает авторитет внушающего. Когда в специальных исследованиях добивались, чтобы испытуемые чувствовали к внушающему полное доверие, реализовывались все внушения, не противоречащие взглядам и убеждениям испытуемых. Если внушаемый испытывал некоторое недоверие к внушающему, то реализовывались только около двух третей подобных внушений, если абсолютно не доверял, то ни одно из внушений не реализовывалось.
Мера внушаемости — не постоянный признак для данного человека, она меняется с возрастом. Кроме того, более подвержены внушению люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также утомленные и истощенные. Болезнь, обеспокоенность будущим предрасполагают человека к внушению. Следует помнить, что человек в состоянии мышечной релаксации, расслабленности более подвержен внушению. Внушаемость оказывается полезной человеку в тех случаях, когда его нервная система ослаблена какими-либо чрезвычайными воздействиями: болезнью, глубоким горем, страхом, сильным физическим истощением. Тогда он обращается за советом и помощью к мудрому человеку, авторитетному лицу. Последний, играя роль желательного помощника, фактически осуществляет внушение. Эффект внушения проявляется в ускорении обработки и усвоения информации по сравнению с ситуацией, когда подобная информация не испрашивается, а вводится ему принудительно.
|
|
Внушение может выступать в роли организующего и охраняющего фактора, когда у человека обнаруживается дефицит информации и опыта поведения в сложной или незнакомой обстановке. Если попытки самостоятельно построить стратегию поведения при преодолении препятствий оказываются безуспешными, это может способствовать переходу к подражательному поведению и некритическому восприятию сигналов от тех, кому удавалось успешно действовать в подобных условиях. Когда человек воспринимает рекомендации другого (авторитетного) лица без критической оценки, полностью полагаясь на опыт последнего, тогда собственные
волевые качества человека, пусть даже весьма высокие, на время полностью исключаются из оборота.
Эффект усиливается, если содержание внушаемых формул идет как бы в унисон с теми ощущениями и ожиданиями, которые в данный момент действительно переживает внушаемый человек. Как известно, процессы ориентировки в окружающей среде связаны с определением достоверности поступающей информации и ее личной значимости. Большая часть этой обработки проводится автоматически на подсознательном уровне и не загружает сознание реакцией на малозначимые и недостоверные сигналы из внешней среды. Особенность внушения кроется в том, что помимо основной информации, связанной с содержанием внушения, вводится добавочная, придающая достоверность основной.информации. Через некоторый период времени внушаемый убеждается в том, что каждое слово внушающего находит безусловное подтверждение в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. При этом функция активного контроля сознания, обычно направленная на текущую проверку соответствия внушения реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной и постепенно ослабевает до степени бессознательного отождествления словесной информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающего мира.
|
|
Описан случай с преступником, приговоренным к смерти на электрическом стуле, которому этот вид смерти был заменен на менее болезненный — от потери крови. Ему завязали глаза и ввели в вену иглу для инъекций, через которую кровь капала в сосуд таким образом, чтобы сам осужденный это слышал. Через короткое время просвет иглы закрыли без ведома осужденного, а в сосуд продолжала капать вода. Следовательно, осужденный имел основания думать, что его кровь продолжала вытекать и скоро он умрет. Несмотря на то, что осужденный потерял совсем немного крови, он быстро скончался с явными признаками недостаточности кровообращения.
Возвращаясь к методу погружения, следует заметить, что понимание психологических механизмов внушения позволяет преподавателю эффективно использовать элементы внушения в учебном процессе. Уверенность учащихся в педагогическом мастерстве преподавателя способствует преодолению недоверия к своим силам при освоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме умственной работоспособности и познавательной деятельности. Безусловное доверие учащихся позволяет преподавателю осуществлять внушение, воздействуя преимущественно через эмоциональную сферу. Вводимая на этом фоне аргументация поддерживает и укрепляет созданный эмоциональный настрой.
Включение различных форм внушения в обучение может осуществляться каждым преподавателем. Если его авторитет достаточно высок, привлекательность выдвигаемых им аргументов усиливается. Укрепление доверия подготавливает школьника или студента к признанию истинности аргументации, приводимой на занятиях, а возникшая установка перестраивает все процессы усвоения знаний. Таким образом, статус преподавателя, понимаемый как его моральный и профессиональный авторитет, а также его личные качества облегчают контакт с аудиторией, служат важным внушающим фактором.
Сущность метода погружения в преподавании заключается в повышении эффективности решения учащимся учебных задач путем эмоционального внушения в бодрствующем состоянии. Тем самым обеспечивается существенное обострение памяти, роста объема активизируемой информации, повышение скорости запоминания и воспроизведения. Этот подход, основанный на теоретических положениях, высказанных В. М. Бехтеревым, в настоящее время получил развитие в работах болгарского ученого Г. Лоза-нова и подхвачен отечественными исследователями [19, 127, 128]. Важную роль в процессе внушения, кроме авторитета преподавателя, играют возможность временной функциональной инфанти-лизации (релаксации) аудитории, двуплановость изложения учебного материала, стимуляция так называемой неспецифической психической отзывчивости. Внушающее воздействие личности преподавателя на учеников ярко проявляется в том, что его настроение, как правило, передается им непосредственно, и в том, что форма вопросов может и активизировать, и подавлять настроение учеников.
Внушение инфантилизации может быть открытым и включать настоятельную рекомендацию: не заботиться о заучивании, поскольку усвоение и запоминание гарантируется самим способом обучения. Закрытое внушение осуществляется не через прямые указания, а через воздействие обстановки обучения и способов подачи материала. Оно эффективнее, чем открытое, так как, исключая противодействие учащегося, способствует полной подсознательной мобилизации внимания, памяти и мышления. (Однако оно требует большего мастерства от преподавателя.) В состоянии, когда сняты барьеры неуверенности в своих силах и сформировано убеждение в способности достичь намеченной цели, человек демонстрирует существенное расширение своих творческих возможностей. В этом плане погружение — это система обучения,
которая создает у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая его потенциальные возможности. Для стимулирования внимания используется обращение не только к произвольному, но и к непроизвольному вниманию и особенно к бессознательному периферийному восприятию.
Двуплановость при подаче нового материала, когда слова и фразы, несущие смысловую нагрузку (один план), сопровождаются эмоционально окрашенными жестами, интонацией, мимикой (другой план), позволяет усилить его воздействие, способствовать более быстрому переходу информации из кратковременной памяти в долговременную.
Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и бессознательного восприятия, двустороннюю связь в процессе обучения. Поскольку в этой методике обучение не рассматривается как тяжелый труд, то и вопроса о перерывах для отдыха не возникает. От легкого и приятного усвоения все большего материала возникает ощущение наслаждения. Обучение организуется таким образом, что не сопровождается каким-либо напряжением. Преподаватель организует своевременное получение информации об усвоении учащимися материала и учитывает возможности каждого. Прилагаются специальные усилия для создания и поддержания у учащихся уверенности и радостной атмосферы в процессе обучения.
Учебный материал предлагается не только, как обычно, детализирование, но и в глобальных обобщенных единицах, представляемых посредством синтетических картин, схем, планов — для одновременного логического и эмоционального восприятия и усвоения. Иногда он представляет собой специально снятые кинофильмы и пьесы, сочетающие в себе музыку, балет, драму и логические алгоритмы конкретного материала. Включение элементов произведений искусства особенно полезно, поскольку они обладают не только педагогическим, но и психотерапевтическим, релаксационным воздействием. Принцип внутреннего раскрепощения делает этот метод особенно продуктивным. Для достижения этой цели привлекаются вспомогательные средства, в том числе вовлечение учащихся в пение, танцы, игры, опирающиеся на разнообразные интонационные и ритмические компоненты. Организованная «концертная псевдопассивность» создает условия, при которых у учащихся вызываются состояния, близкие к художественному переживанию.
Метод погружения нашел свое применение прежде всего при обучении иностранному языку. В традиционном обучении языку