Активные методы обучения

но, что мама, которая полежит с ребенком перед сном в постели, может успешно воздействовать на него, если тихонько сделает некоторые важные внушения. Можно достичь самых быстрых ре­зультатов, обучая ребенка в состоянии полусна.

Феномен внушения объясняется через подражание, имитацию и представление. Гипноз стирает различия между «Я» и другим. Он родственен эмпатии. Фрейд объяснял гипноз через идентифи­кацию, слиянием с идеальным «Я» гипнотизера. С помощью вну­шения можно корректировать состояние человека за счет активи­зации его психических процессов, изменения эмоционального от­ношения к окружающему миру. Если эффективность воздействия при убеждении определяется аргументированностью доводов, то при внушении она достигается специальной, индивидуально-зна­чимой информацией, не подверженной контролю со стороны со­знания. В этом смысле внушение может быть представлено как некоторое вмешательство извне в обычное течение таких психи­ческих процессов, как внимание, восприятие, память. В результа­те внушения внимание становится необычайно концентрирован­ным. Затормаживается восприятие наличных, реальных стимулов и становится неактуальной прежняя мотивация. Одновременно с этим торможением целенаправленно активизируются следы па­мяти определенного состояния. При этом эффект внушения тем больше, чем меньше информации, противоречащей внушению, по­ступает в этот период из окружающей среды.

Внушение невозможно без существенных изменений в работе памяти, а именно без внешнего управления доступностью считы­вания информации из долговременной памяти. В этом смысле можно говорить, что стадия глубокого внушения — гипноз -— это состояние, позволяющее преодолеть амнестический барьер или управлять им. В гипнозе могут растормаживаться следовые про­цессы, соответствующие, казалось бы, безвозвратно забытым со­бытиям, которые не удается восстановить при произвольном вос­поминании. Таким образом, внушение обеспечивает повышенную эффективность извлечения следов из памяти, что и определяет его роль в активизации обучения и творчества [227].

Внушение усиливает (раскрепощает) творческие способности. Так, если испытуемых просили перечислить все свойства некото­рого предмета до и после внушения, то среднее число показателей, использованных для характеристики этого предмета после внуше­ния, было существенно больше, чем до него. Кроме того, отмеча­лось много новых, оригинальных ответов. Предполагают, что сти­мулирование творческой продуктивности при внушении происхо­дит подсознательно и обеспечивается отключением механизмов


психологической защиты и интенсивным принудительным фоку­сированием внимания. Оно направляется и поддерживается кон­центрацией возбуждения одного из участков коры головного моз­га на фоне общего снижения тонуса коры вплоть до сна. При этом в фокусе внимания чувствительность резко повышается, и человек начинает воспринимать дополнительно большой объем подпоро-говых и маловероятных стимулов, что и повышает его творческую продуктивность.

Как уже упоминалось, психологическая защита сковывает че­ловека общепринятыми установившимися нормами, категориями, ценностями. Он страшится перспективы быть непохожим на окру­жающих, страдает от недоверия к значимости собственных воз­можностей, боится возможности ошибки и общественного осужде­ния за нее. Как только возникает одна из упомянутых опасностей, механизмы защиты включаются и тормозят генерацию новых идей. Поэтому временное раскрепощение от подобных страхов под воз­действием внушения повышает творческие способности.

Несмотря на то, что при внушении снижена способность к кри­тике и человек освобожден от различных видов психологической защиты, он может достичь только тех результатов, к которым под­готовлен всем ходом своего развития и которые не противоречат его основным принципам, убеждениям и ценностям. Согласно со­временным данным, внушение не может изменить базовые свой­ства личности, и, следовательно, нельзя внушить человеку то, что им противоречит. Даже находясь в глубоком гипнозе, он реагиру­ет на действия, противоречащие его убеждениям, и быстро выхо­дит из состояния гипноза. Именно поэтому применение элементов внушения в учебном процессе эффективно, только если они ис­пользуются на благоприятном фоне положительного отношения внушаемого к обучению.

Основное орудие воздействия при внушении — слово; оно мо­жет оказывать интеллектуальное, образное и эмоциональное вли­яние. Управление эффективностью внушения связано с виртуоз­ным владением техникой организации речевых инструкций. При акценте на интеллектуальное воздействие важна однозначность формулировки внушения. Для облегчения условий формирования образов в формулировках используют слова, способствующие по­рождению нужного зрительного представления. С целью усиления эмоционального влияния включают слова, пробуждающие желае­мые чувства. Когда необходимо стабилизировать порождаемый при внушении зрительный образ, активизируют вспомогательные ассоциации, направленные на его обогащение, то есть управляют подтекстом используемых формулировок. Выразительными сред


ствами активизации подтекста могут быть предварительно под­готовленные недоговоренности, акцентирование, выразительные паузы.

Эффект внушения достигается легче, если учитывается тип нервной системы и темперамента внушаемого. Например, у людей художественного типа легче вызвать внушение словесным воздей­ствием, опираясь на речь и логику, а мыслительного типа — при образном и эмоциональном воздействии, то есть воздействие эффективнее не через локус максимального контроля, а через пе­риферическое восприятие. При этом значительную роль в эффек­тивности внушения и грает авторитет внушающего. Когда в специ­альных исследованиях добивались, чтобы испытуемые чувствова­ли к внушающему полное доверие, реализовывались все внушения, не противоречащие взглядам и убеждениям испытуемых. Если вну­шаемый испытывал некоторое недоверие к внушающему, то реализо­вывались только около двух третей подобных внушений, если абсо­лютно не доверял, то ни одно из внушений не реализовывалось.

Мера внушаемости — не постоянный признак для данного че­ловека, она меняется с возрастом. Кроме того, более подвержены внушению люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а так­же утомленные и истощенные. Болезнь, обеспокоенность будущим предрасполагают человека к внушению. Следует помнить, что че­ловек в состоянии мышечной релаксации, расслабленности более подвержен внушению. Внушаемость оказывается полезной чело­веку в тех случаях, когда его нервная система ослаблена какими-либо чрезвычайными воздействиями: болезнью, глубоким горем, страхом, сильным физическим истощением. Тогда он обращается за советом и помощью к мудрому человеку, авторитетному лицу. Последний, играя роль желательного помощника, фактически осу­ществляет внушение. Эффект внушения проявляется в ускорении обработки и усвоения информации по сравнению с ситуацией, когда подобная информация не испрашивается, а вводится ему прину­дительно.

Внушение может выступать в роли организующего и охраняю­щего фактора, когда у человека обнаруживается дефицит инфор­мации и опыта поведения в сложной или незнакомой обстановке. Если попытки самостоятельно построить стратегию поведения при преодолении препятствий оказываются безуспешными, это может способствовать переходу к подражательному поведению и некри­тическому восприятию сигналов от тех, кому удавалось успешно действовать в подобных условиях. Когда человек воспринимает рекомендации другого (авторитетного) лица без критической оцен­ки, полностью полагаясь на опыт последнего, тогда собственные


волевые качества человека, пусть даже весьма высокие, на время полностью исключаются из оборота.

Эффект усиливается, если содержание внушаемых формул идет как бы в унисон с теми ощущениями и ожиданиями, которые в данный момент действительно переживает внушаемый человек. Как известно, процессы ориентировки в окружающей среде связа­ны с определением достоверности поступающей информации и ее личной значимости. Большая часть этой обработки проводится автоматически на подсознательном уровне и не загружает созна­ние реакцией на малозначимые и недостоверные сигналы из внеш­ней среды. Особенность внушения кроется в том, что помимо ос­новной информации, связанной с содержанием внушения, вводит­ся добавочная, придающая достоверность основной.информации. Через некоторый период времени внушаемый убеждается в том, что каждое слово внушающего находит безусловное подтвержде­ние в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрас­тает. При этом функция активного контроля сознания, обычно направленная на текущую проверку соответствия внушения ре­альным свойствам окружающей среды, становится как бы излиш­ней, избыточной и постепенно ослабевает до степени бессознатель­ного отождествления словесной информации, поступающей от вну­шающего, с восприятием окружающего мира.

Описан случай с преступником, приговоренным к смерти на электрическом стуле, которому этот вид смерти был заменен на менее болезненный — от потери крови. Ему завязали глаза и вве­ли в вену иглу для инъекций, через которую кровь капала в сосуд таким образом, чтобы сам осужденный это слышал. Через корот­кое время просвет иглы закрыли без ведома осужденного, а в сосуд продолжала капать вода. Следовательно, осужденный имел основания думать, что его кровь продолжала вытекать и скоро он умрет. Несмотря на то, что осужденный потерял совсем немного крови, он быстро скончался с явными признаками недостаточнос­ти кровообращения.

Возвращаясь к методу погружения, следует заметить, что по­нимание психологических механизмов внушения позволяет пре­подавателю эффективно использовать элементы внушения в учеб­ном процессе. Уверенность учащихся в педагогическом мастерст­ве преподавателя способствует преодолению недоверия к своим силам при освоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме умственной рабо­тоспособности и познавательной деятельности. Безусловное дове­рие учащихся позволяет преподавателю осуществлять внушение, воздействуя преимущественно через эмоциональную сферу. Вводимая на этом фоне аргументация поддерживает и укрепляет со­зданный эмоциональный настрой.

Включение различных форм внушения в обучение может осу­ществляться каждым преподавателем. Если его авторитет доста­точно высок, привлекательность выдвигаемых им аргументов уси­ливается. Укрепление доверия подготавливает школьника или сту­дента к признанию истинности аргументации, приводимой на занятиях, а возникшая установка перестраивает все процессы ус­воения знаний. Таким образом, статус преподавателя, понимае­мый как его моральный и профессиональный авторитет, а также его личные качества облегчают контакт с аудиторией, служат важ­ным внушающим фактором.

Сущность метода погружения в преподавании заключается в повышении эффективности решения учащимся учебных задач путем эмоционального внушения в бодрствующем состоянии. Тем самым обеспечивается существенное обострение памяти, роста объема активизируемой информации, повышение скорости запо­минания и воспроизведения. Этот подход, основанный на теорети­ческих положениях, высказанных В. М. Бехтеревым, в настоящее время получил развитие в работах болгарского ученого Г. Лоза-нова и подхвачен отечественными исследователями [19, 127, 128]. Важную роль в процессе внушения, кроме авторитета преподава­теля, играют возможность временной функциональной инфанти-лизации (релаксации) аудитории, двуплановость изложения учеб­ного материала, стимуляция так называемой неспецифической психической отзывчивости. Внушающее воздействие личности пре­подавателя на учеников ярко проявляется в том, что его настрое­ние, как правило, передается им непосредственно, и в том, что форма вопросов может и активизировать, и подавлять настроение учеников.

Внушение инфантилизации может быть открытым и включать настоятельную рекомендацию: не заботиться о заучивании, по­скольку усвоение и запоминание гарантируется самим способом обучения. Закрытое внушение осуществляется не через прямые указания, а через воздействие обстановки обучения и способов подачи материала. Оно эффективнее, чем открытое, так как, ис­ключая противодействие учащегося, способствует полной подсоз­нательной мобилизации внимания, памяти и мышления. (Однако оно требует большего мастерства от преподавателя.) В состоянии, когда сняты барьеры неуверенности в своих силах и сформирова­но убеждение в способности достичь намеченной цели, человек демонстрирует существенное расширение своих творческих воз­можностей. В этом плане погружение — это система обучения,


которая создает у учащегося внутреннее ощущение свободы, рас­крывая его потенциальные возможности. Для стимулирования внимания используется обращение не только к произвольному, но и к непроизвольному вниманию и особенно к бессознательному периферийному восприятию.

Двуплановость при подаче нового материала, когда слова и фразы, несущие смысловую нагрузку (один план), сопровожда­ются эмоционально окрашенными жестами, интонацией, мимикой (другой план), позволяет усилить его воздействие, способствовать более быстрому переходу информации из кратковременной памя­ти в долговременную.

Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и бессозна­тельного восприятия, двустороннюю связь в процессе обучения. Поскольку в этой методике обучение не рассматривается как тя­желый труд, то и вопроса о перерывах для отдыха не возникает. От легкого и приятного усвоения все большего материала возни­кает ощущение наслаждения. Обучение организуется таким обра­зом, что не сопровождается каким-либо напряжением. Препо­даватель организует своевременное получение информации об ус­воении учащимися материала и учитывает возможности каждого. Прилагаются специальные усилия для создания и поддержания у учащихся уверенности и радостной атмосферы в процессе обу­чения.

Учебный материал предлагается не только, как обычно, дета­лизирование, но и в глобальных обобщенных единицах, представ­ляемых посредством синтетических картин, схем, планов — для одновременного логического и эмоционального восприятия и усво­ения. Иногда он представляет собой специально снятые кинофиль­мы и пьесы, сочетающие в себе музыку, балет, драму и логические алгоритмы конкретного материала. Включение элементов произ­ведений искусства особенно полезно, поскольку они обладают не только педагогическим, но и психотерапевтическим, релаксацион­ным воздействием. Принцип внутреннего раскрепощения делает этот метод особенно продуктивным. Для достижения этой цели привлекаются вспомогательные средства, в том числе вовлечение учащихся в пение, танцы, игры, опирающиеся на разнообразные интонационные и ритмические компоненты. Организованная «кон­цертная псевдопассивность» создает условия, при которых у уча­щихся вызываются состояния, близкие к художественному пере­живанию.

Метод погружения нашел свое применение прежде всего при обучении иностранному языку. В традиционном обучении языку




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: