неоправданно большая нагрузка падает на произвольное запоминание. В методе погружения центр тяжести переносится на последующее применение знаний, и главной задачей для обучающихся становится понимание, автоматически включающее непроизвольное запоминание. Вместо того чтобы каждое заучиваемое слово вносить в необходимый для него ассоциативный ряд, в этом случае поступают иначе — с самого начала обучающегося включают в определенную тематическую ситуацию с уже готовыми ассоциациями для слов, которые ему предстоит заучить, то есть создается нужная речевая среда. Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов.,.Происходит как бы предна-стройка определенных зон памяти. По этому методу можно ежедневно запоминать до 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизводить их с безупречным произношением и уверенностью в себе.
В Болгарии по этому методу учат не только иностранные языки: физику изучают не за 100 часов, растянутых на учебный год, а за 50 часов в течение 10 дней, затем также монолитно изучается алгебра, вслед за этим литература. При этом не тратятся силы на адаптацию. В конце каждого курса обучения проводятся сеансы запоминания, когда ученики просто сидят и слушают, освобожденные от всех ограничений, пребывая в состоянии концертной псевдопассивности, и при этом, как выяснилось, они все отлично запоминают. Поскольку занятия по этому методу происходят в необычной обстановке, приводящей к полному раскрепощению, они не только не вызывают у учащихся никакого утомления, но, напротив, порождают ощущение отдыха и избытка сил. Такое изменение стратегии обучения позволяет преодолевать устаревшее представление о весьма ограниченных нормах усвоения материала. Вместо ощущения своей неполноценности, выражающейся в опасении не запомнить, благодаря ненавязчивому внушению у обучающихся возникает ощущение полноценности, собственной силы, уверенности в себе и преподавателе. Когда обучаемый испытывает все возрастающую уверенность в своих силах, он подготовлен к переходу от обучения к самообучению.
Временная функциональная пассивность аудитории характеризуется выраженным ростом безусловного доверия к преподавателю, что позволяет ему, осуществляя внушение, воздействовать на учащихся преимущественно через эмоциональную сферу, не останавливаясь на логических обстоятельствах. Очевидно, логические аргументы при этом не мешают, а только усиливают эмоциональное воздействие. Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создается и усиливается специальной обстановкой занятий — торжественностью, включением элементов эстетического воздействия, в том числе функциональной музыки, удобных кресел, расположением обучаемых за круглым столом, изоляцией от посторонних звуков для снятия излишнего напряжения, раскованности, большей концентрации на изучаемом материале.
Авторитет преподавателя служит одним из основных факторов, предопределяющих возможности внушения, достижения благоприятных условий эмоционального возбуждения, обеспечивающего рост объема памяти, быстроты запоминания и воспроизведения. Там, где имеет место доверие, не.всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство преподавателя способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности.
Кроме внушающего воздействия преподавателя, существенный вклад в продуктивность метода погружения вносит влияние успехов товарищей по группе. Как справедливо отмечает А. В. Петровский [155], совершенно неправильно распространенное убеждение, что, чем меньше учащихся в группе, тем лучше, а самый эффективный способ обучения — индивидуальный. Не только наблюдение за быстрым продвижением других внушает веру в собственный успех, но и прямое поощрение со стороны членов коллектива воздействует на каждого. Заинтересованность членов группы в успехах каждого ее члена — мощный фактор перестройки мотивации учебной деятельности, ведущий к ускоренному обучению.






