Джон АЛЛАН
ЛАНДШАФТ ДЕТСКОЙ ДУШИ
Юнгианское
консультирование
в школах и клиниках
Перевод с английского Ю. М. Донца
Под общей редакцией В. В. Зеленского
От издательства
О книжной серии "Психология, Мифология, Культура"
Данная серия знакомит читателя с основными направлениями научных исследований в области синтеза глубинной психологии, мифологии и культурологии. На стыке этих наук рождаются новые теории, создаются прикладные разработки, формируется клиническая практика. Они имеют огромное значение для дальнейшего развития многих наук, в том числе педагогики, а также системы образования в России.
В силу идеологических, социальных, политических и других причин богатейший 'мировой гуманитарный опыт долгое время был закрыт для исследования и применения в отечественной науке. Десятилетия оставались неизвестными и творческое наследие психомифологической школы Джозефа Кемпбелла, психоархитипической школы Джеймса Хиллмана, школы "Новой Этики" Эриха Ноймана, и психоалхимии Эдварда Эдингера, и авторов, примыкающих к "Новому веку" (New Аgе), ближайших учеников и последователей психоаналитической школы Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Альфреда Адлера и других столпов глубинной психологии, исследователей психоэтнологов, психоисториков, психомифологов.
|
|
В серии "Психология, Мифология, Культура" планируется издание книг, связанных именно с этим направлением научной и гуманитарной мысли.
В первую очередь увидят свет следующие издания:
Джон Аллан. Ландшафт детской души. (256 стр.) Клаудио Наранхо. Характер и невроз. (292 стр.) Э. Нойман. Глубинная психология и Новая Этика. (147 стр.) Дж. Хиллман. Пере-смотр и ревизия психологии. (270 стр.) Эдвард Эдингер. Эго и архетип. (296 стр.) Эдвард Эдингер. Сотворение сознания. (120 стр.) Поваренная книга Зигмунда Фрейда. — Под ред. Дж. Хиллмана и Ч. Боера. (188 стр.)
Мирча Элиаде. Ритуалы и символы инициации. (165стр.) Эдвард Кейси. Дух и душа. Эссе о философской психологии. (308 стр.)
Д. А. Макнили. Восхождение Меркурия. Женщины, зло и боги-трикстеры. (208 стр.)
Джеймс Хиллман. Внутренние поиски. Психология и религия. (142 стр.)
ББК 88.8
А 507 Джон Аллан
Ландшафт детской души. Психоаналитическое консульти
рование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под
общей редакцией В. В. Зеленского. — ЗАО"Диалог"—ИП "Ло-
таць".— СПб—Мн., 1997.— 256 стр.
I8ВN 0-88214-338-7 ББК 88.8
I8ВN 985-6307-21-Х
Известный английский писатель Герберт Уэллс как-то заметил, что в наше время человеческая история все более и более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Проблемы сегодняшнего воспитания невозможно решить без понимания психического мира подрастающего человека. Равным образом это касается и многочисленных проблем детской психотерапии.
|
|
Книга «Ландшафт детской души» представляет собой обстоятельное описание десятилетнего опыта работы глубинного психолога с детьми и подростками. В книге используется юнгианский подход, который позволяет психотерапевту обеспечить «безопасное пространство» для лечения и предлагает для этого соответствующие конкретные материалы и средства. В этом контексте исцеление осуществляется как с помощью самого психотерапевта, так и путем целенаправленного использования экспрессивных арттерапевтических приемов. В частности, посредством действий, образов и фантазий происходит эмоциональная реализация и личностный рост. В конечном счете выражение проблем, инсценировка психологических травм и болезненных переживаний приводят к коррекции и трансформации. Краски, карандаши, цветные мелки, игрушки и глина служат столь же важными средствами выражения, движения и развития, как и акты творчества, воображения, игры и драмы. Эти формы деятельности позволяют ребенку перейти от переживания первоначальной утраты, страданий и отчаяния к восстановлению самоконтроля и хорошего настроения.
Важно подчеркнуть, что данная книга является незаменимым практическим пособием для университетских центров, медицинских и педагогических институтов, для детских клиник и диспансеров, центров социальной и психотерапевтической работы с детьми и подростками и позволяет родителям, учителям, социальным работникам, психологам и психотерапевтам лучше понять не только реального ребенка, но и того «ребенка», который живет в душе каждого взрослого.
Книга содержит 117 детских рисунков.
I8ВN 0-88214-338-7 18ВМ 985-6307-21-Х |
© 8ргте РиЬИсаиопв, 1988.
© Информационный Центр Психоаналитической Культуры, перевод на русский язык, 1997.
Содержание
Перечень рисунков..................................................................... 5
Предисловие автора к русскому изданию............................... 9
Предисловие.............................................................................. 11
Вступление................................................................................ 20
Часть I: Искусство и рисование
Глава 1. Эмоционально-символическая коммуникация
у маленьких детей: теория и практика............................ 23
Глава 2. Серийное рисование: юнгианский подход в работе
с детьми............................................................................... 41
Глава 3. Использование методов спонтанного и направленного
рисования в лечении детей с сексуальными и физическими
травмами............................................................................. 85
Глава 4. Стратегия визуализации розового куста для
определения возможного жестокого обращения с ребенком.... 103
Глава 5. Спонтанные рисунки в консультировании серьезно
больных детей..................................................................... 115
Глава 6. Земля, огонь, вода и солнце: архетипические методы
преподавания изобразительного искусства в школе...... 139
Глава 7. Общеизвестная детская символика в консультировании
с использованием изобразительных средств................... 171