С помощью группового метода

Групповой метод успешно применялся при работе с детьми в возрасте от 3 лет и старше, включая детей начальной школы (Allan J. And Nairne N., 1984). В соответствии с этим методом каждую неделю (желательно в одно и то же время) отводится 20—40 минут для обсуждения чувств. Преподаватель выбира­ет достаточное число тем для обсуждения в течение 5—10 не­дель (счастье, страх, одиночество, грусть, гнев, любовь и т. д.). Эти темы должны соответствовать стадии развития детей и каждую неделю представлять одно чувство. Я использую форму записи, которая содержит три части. Приведу пример использования «страха» в качестве темы для обсуждения.

А. Группе или всему классу необходимо задать ряд вопро­сов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы не­обходимо задавать последовательно, постепенно переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («тебе приходилось испытывать чувство страха?»). В процессе заня­тий я поощряю обсуждение с помощью методов новых форму­лировок, отображений и других методов группового взаимо­действия. Рекомендуется заблаговременно подготовить не­сколько стимулирующих вопросов, которые можно затронуть, когда беседа пойдет на убыль. К числу таких вопросов относят­ся следующие:

1. Что представляет собой страх?

2. Что чувствует мальчик (девочка), когда его (или ее) ис­пугают?

3. Как он (или она) выглядит, когда его испугают? (Попро­сите детей описать, как выглядит испуганный мальчик или девочка. Затем попросите их показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик).

4. Что делает испуганный мальчик или девочка?

5. Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

6. Как это происходит?

7. В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?

8. Что вы сделали?

9. Что бы вы могли сделать в следующий раз?

10. Какой момент в вашей жизни был самым страшным?

Очевидно, что не нужно строго следовать приведенному об­разцу. Напротив, этот образец необходимо гибко использовать с учетом времени, уровня группового обсуждения и возраста детей. Иногда достаточно задать 3—5 вопросов.

Б. После проведения обсуждения и диалогов по поводу страха необходимо попросить детей нарисовать страх или на­писать рассказ о страхе. Вы можете сказать:

1. Вы можете передать это чувство на бумаге?

2. Как выглядит страх?

3. Вы можете нарисовать страшную сцену?

В. После рисования можно предложить детям совместно обсудить свою работу, поднять свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе преподаватель может по­мочь детям с помощью следующих вопросов:

1. Что происходит на рисунке?

2. Что в нем страшного?

3. Чем это закончится?

Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям: а) лучшее осознать различные состояния своих чувств; б) на­учиться понимать и контролировать чувства (например, с по­мощью таких вопросов, как: «Как бы ты поступил в следую­щий раз?»); в) рассказать другим детям о своих чувствах и убе­диться в том, что другие дети тоже испытывают аналогичные чувства; г) рассказать преподавателю о своих чувствах и про­блемах; д) выразить свои чувства в символической форме с по-„мощью пластических средств. На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Кроме того, такое выражение, как мне кажется, понижает уровень напряжения, а следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств. Это имеет особое значение для преподава­телей и консультантов, способных деликатно обращаться с ма­териалом, преследуя терапевтическую цель.

Примеры

В этом разделе мы приведем выдержки из материалов по конкретным случаям, которые были зафиксированы и резю­мированы в процессе групповых обсуждений и занятий рисо­ванием с детьми дошкольного возраста.




Замечание: До настоящего времени преподавательни­ца не знала о существовании данной проблемы. Впоследст­вии она поговорила с матерью девочки и выяснила, что старшая сестра Карлы страдала ночным недержанием мочи до четырнадцатилетнего возраста и излечилась с помо­щью метода «звонка». Для предотвращения возможности возникновения ночного недержания мочи у Карлы родите­ли решили применить метод «звонка», пока Карла была еще маленькой. Преподавательница объяснила родителям, что Карла действительно была слишком мала, что «инци­денты» неизбежно будут возникать и что электрический удар пугает ребенка и, вероятно, оказывает пагубное воз­действие не только на ребенка, но и на взаимоотношения между матерью и дочерью. В качестве альтернативного средства преподавательница предложила матери поощрять Карлу в играх с песком и водой, обеспечив таким образом символический выход для работы в русле психологического развития ребенка. Разумеется, через несколько недель игр с песком и водой проблема ночного недержания мочи была разрешена.



Чувства, выраженные на стадии рассказа истории, нашли дальнейшее, но уже более глубокое выражение на стадии рисова­ния, которая последовала сразу после стадии рассказа. Приведем пояснение, которые Милли дала по поводу трех своих рисунков:

Рисунок 1: «Мой папа». Рисунок хорошо передает настро­ение с помощью ясно очерченного тела (синей краской) и крас­ных пятен вокруг лица.

Пояснение Милли: Он находился возле моего дома. Он постучал в дверь, и я спросила: «Кто там?» Это был мой папа. Когда я отворила дверь, там оказался вот такой призрак и много крови (рис. 1.4). Я испугалась, завизжа­ла и выпрыгнула из двери.

Замечания преподавательницы: Закончив рисунок, Милли отодвинулась от мольберта, закрыла глаза рукой и сказала: «Мне страшно. Мой рисунок пугает меня».

Преподавательница: Тебя пугает чудовище на ри­сунке?

Милли: Да. Оно страшное. Я хочу нарисовать другой рисунок.

Рис. 1.4. Мой папа


Рисунок 2: «Чудовище». Этот рисунок имеет менее отчет­ливую форму (рис. 1.5). На нем изображена только синяя голо­ва с шеей, тело отсутствует. Много красного цвета.

Пояснение Милли: Оно радуется... нет, оно страш­ное. У чудовища только один рот; его заливает кровь. (Необходимо обратить внимание на то, что эго вначале пытается отрицать наличие аффекта (оно радуется), но чувство все-таки проявляется).

Рисунок 3: «Кровь». На этом рисунке отсутствует форма, изображенная на предшествующих рисунках синим цветом. На рисунке в основном показана желтая, размытая область лица, поверх которой нанесен красный цвет (кровь) (рис. 1.6).

Пояснение Милли: У этого чудовища много желтых глаз и очень много крови.

Пояснение преподавательницы: Как только Милли закончила третий рисунок, она успокоилась, сняла пе­редник и сказала: «Все. Закончила». Затем она стала иг­рать с другими детьми и в хорошем настроении провела остальную часть дня.

Комментарий. При обсуждении этой истории с преподава­тельницей выяснилось, что в доме Милли произошло жестокое

Рис. 1.5. Чудовище

Рис. 1.5. Чудовище


преступление, и она видела, как отец застрелил ее мать. Про­лилась кровь, и полиция увезла отца. На одном уровне эта ис­тория отражает стремление психики (т. е. внутренней само­сти) помочь Милли справиться с психологической травмой, понять две стороны личности ее отца («Мой папа» и «Чудови­ще») и в какой-то мере выразить подавленное страдание по по­воду сцены насилия, свидетельницей которого она стала. Эта эмоциональная абреакция осуществлялась средствами рисова­ния и была необходима для того, чтобы интроецированные чувства покинули Милли. Некоторое время спустя преподава­тельница поговорила с Милли о том, как трудно обсуждать два противоположных образа ее отца — его «хорошую сторону» и «чудовищную сторону». Здесь необходимо обратить внимание на то, как в процессе преодоления психологического страда­ния происходит вхождение в сферу чувства (в данном случае в сферу страха), чтобы пройти сквозь нее и выйти с другой сто­роны. Закончив три рисунка, Милли явно почувствовала об­легчение.

Рис. 1.6. Кровь



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: