В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» учреждения и формирования госсанэпид-службы России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, за обстановкой на социальноопасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). Положениями о ВСМК и СМК Минздрава России этим формированиям определены задачи по организации и проведению санитарно-гигиенических (профилактических) и противоэпидемических мероприятий.
В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации,.5 противочумных институтов, противочумный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19
|
|
санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) па базе противочумных учреждений.
Головные центры госсанэпидслужбы федерального уровня - Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Противочумный центр, Центральный НИИ эпидемиологии, Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены - должны обеспечивать:
• разработку организационно-методических вопросов деятельности лабораторий, организаций госсанэпидслужбы в ЧС; контроль готовности центров Госсанэпиднадзора и подготовку предложений по ее совершенствованию;
• проведение мероприятий в системе госсанэпидслужбы в ЧС, участие в формировании бригад постоянной готовности и групп экспертов, разработке замыслов и проведении учений и тренировок; сбор и анализ информации по деятельности центров Госсанэпиднадзора в ЧС; организацию и проведение апробации новых приборов, других лабораторных принадлежностей и методов исследований; эпидемиологическое благополучие населения по особо опасным (карантинным) и природноочаговым инфекциям;
• осуществление функций головного учреждения по противоэпидемическим вопросам в системе госсанэпидслужбы в ЧС; организационно-методическую и практическую помощь органам и учреждениям госсанэпидслужбы по вопросам профилактики особо опасных (карантинных) и природноочаговых инфекций и санитарной охране территорий; организацию противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и других редко встречающихся инфекций; контроль за готовностью противочумных учреждений и специализированных противоэпидемических бригад постоянной готовности; расследование сложных случаев эпидемических вспышек и формирование групп экспертов.
|
|
Головные и региональные центры федерального и регионального уровня
решают следующие задачи:
• противочумные институты выполняют функции головных (по индикации) и региональных центров по особо опасным инфекциям; формируют и поддерживают в состоянии готовности специализированные противоэпидемические бригады и группы экспертов; проводят индикацию и идентификацию бактерий и вирусов;
• научно-исследовательские институты гигиенического профиля обеспечивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в оценке опасных для жизнедеятельности населения уровней загрязнения и заражения окружающей среды; осуществляют гигиеническую экспертизу, проведение экспертной оценки и лабораторных исследований продовольственного сырья, продуктов питания и объектов окружающей среды, формирование групп экспертов.
Межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - научно-практические центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе в гг. Москве и Новосибирске - обеспечивают: оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора при проведении гигиенической экспертизы, формирование групп экспертов, разработку методических указаний по планированию и проведению гигиенических мероприятий в ЧС.
Центры регионального уровня решают следующие задачи:
• научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии обеспечивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в расследовании эпидемических ситуаций, в индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний; подготовку специалистов госсанэпидслужбы для работы в условиях эпидемического очага; формирование групп экспертов;
• научно-исследовательские институты гигиены оказывают практическую помощь центрам Госсанэпиднадзора в вопросах профилактики и диагностики поражений АОХВ,
Координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - центры Госсанэпиднадзора в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях - осуществляют координацию и организацию взаимодействия центров Госсанэпиднадзора с соответствующими центрами МЧС России и другими органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК.
Центры регионального и территориального уровня (противочумные станции) выполняют функции региональных и территориальных центров по особо опасным инфекциям и обеспечивают: формирование и поддержание в состоянии готовности специализированных противоэпидемических бригад для работы в очагах инфекционных заболеваний различной этиологии; индикацию и идентификацию возбудителей чумы, холеры и других опасных инфекций.
Центры Госсанэпиднадзора натранспорте осуществляют: санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием транспортных средств, водных и воздушных судов, береговых объектов и аэропортов; надзор за проведением карантинно-обсервационных мероприятий; экспертизу и лабораторный контроль, а также принимают участие в выявлении источников заражения (загрязнения), его масштабов и причин, формировании бригад (групп),
Центры территориального уровня - центры Госсанэпиднадзора в республиках, автономных образованиях, краях, областях и городах (в том числе перечисленные центры регионального уровня, расположенные па данной территории) - должны осуществлять;
|
|
• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за гигиенически и эпидемиологически значимыми объектами из «группы риска», за санитарным состоянием объектов окружающей природной среды, продовольственного сырья и продуктов питания;
• эпидемиологический контроль за питанием, водоснабжением, бытовыми условиями пострадавшего (пораженного) населения;
• проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге;
• формирование санитарно-эпидемиологических бригад постоянной готовности, а при необходимости - санэпидотрядов;
• отбор и доставку проб для исследования па возбудителей групп (чума, холера, сибирская язва, геморрагические лихорадки Ласса, Марбурга, Эбола и ряд других контагиозных инфекций), па токсические вещества;
• индикация возбудителей инфекционных заболеваний III-IV групп (столбняк, шигеллезы, дифтерия и ряд других инфекций);
• подготовку специалистов, проведение учений и тренировок;
• определение токсичных веществ, индикацию возбудителей, определение радиоактивной загрязненности.
Центры местного уровня - центры Госсанэпиднадзора в районах - должны осуществлять:
• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемиологически значимыми объектами из «группы риска»;
• контроль за питанием, водоснабжением;
• проведение карантинных и обсервационных мероприятий в эпидемическом очаге;
• формирование групп эпидемиологической разведки.
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решила:
Руководителям органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2008 году сосредоточить усилия на решении следующих основных задач:
• Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, разработка новых и внесение корректив в действующие региональные программы в этой области с выделением приоритетов в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой.
|
|
• Реализация Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунопрофилактики инфекционных болезней, профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С.
• Снижение заболеваемости вирусным гепатитом В – до уровня не более 3,0 на 100 тыс. населения, краснухой – до уровня не более 10 на 100 тыс. населения, коклюшем – до уровня не более 4 на 100 тыс. населения, корью – не более 1 случая на 1 млн. населения, эпидемическим паротитом и дифтерией – до единичных случаев, ликвидация местных случаев малярии, снижение интенсивности эндемичных очагов аскаридоза и описторхоза.
• Совершенствование межведомственного взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции в целях обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
• Совершенствование организации деятельности и технологии осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также ведения социально-гигиенического мониторинга на основе использования современных информационных технологий, новых методов обнаружения загрязнителей и индикации возбудителей инфекционных заболеваний.
• Обеспечение национальной системы биологической и химической безопасности Российской Федерации.
• Внедрение системы управления деятельностью по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств и достижение запланированных индикативных показателей.
• Дальнейшее развитие и совершенствование правовой и нормативно-методической базы осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей.
• Формирование государственного заказа на подготовку специалистов медико-профилактического профиля на период до 2012 года и организация сети базовых учебных центров по обучению студентов и специализации выпускников медико-профилактических факультетов медицинских вузов.
• Повышение эффективности реализации надзорных полномочий в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, дистанционная продажа товаров, туристическое обслуживание, потребительское кредитование и др.).
• Разработка и внедрение критериев комплексной оценки научно-методической деятельности научно-исследовательских учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, включая оценку эффективности внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на федеральном и региональном уровнях.
• Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по соблюдению мер личной и общественной профилактики заболеваний и формированию здорового образа.
Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Формирования создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России.
Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) - эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).
Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России.
Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе о i дельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.
Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается па главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.
Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на место этот срок не должен превышать 2-4 ч, В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 врача по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), инструктор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта - всего 21 чел.
Состав санитарно-эпидемиологических бригад:
• эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта -всего 5 чел.;
• радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта - всего 5 чел.;
• санитарно-гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лаборант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел.
Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным автономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.
Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России и являротся его представителями в зонах деятельности,
Бригады формируются на базе противочумных учреждений, Количество СПЭБ, формирующие их базовые учреждения и организационную штатную структуру определяет Департамент Госсанэпиднадзора,
Комплектование основного и дублирующего состава СПЭБ производится из числа персонала противочумных учреждений с привлечением (при необходимости) по распоряжению Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России специалистов других учреждений госсанэпидслужбы.
Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе которого она формируется.
Оснащение СПЭБ производится согласно «Табелю оснащения специализированной противоэпидемической бригады» за счет средств федерального бюджета. Расходные материалы и имущество должны быть рассчитаны па работу СПЭБ в течение двух недель (минимальный срок)- Пополнение СПЭБ табельным имуществом и материалами осуществляется формирующим учреждением за счет целевого финансирования из федерального бюджета.
Основными задачами СПЭБ являются:
• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантинных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа;
• участие в организации и проведении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;
• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;
• диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.
Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования -12 ч, для работы на месте формирования - 2-4 ч.
Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учреждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.
При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с администрацией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.
Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осуществляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета,
Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) - начальник (врач), помощник начальника; эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) - начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпидемиолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) - начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-лаборантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-вирусолог, лаборант-вирусолог - всего,40 чел.
На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специализированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.
Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль, В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.
Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 г, и на период до 2002 г. предусматривается создание в столицах республик в составе Российской Федерации, в краевых, областных центрах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений межрегиональных специализированных центров: радиологических; микробиологических; иммунологических; физиологических; эпидемиологического надзора за особо опасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями; сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека; по сертификации дезинфекционных средств; профилактики и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ЧС.
Служба медицины катастроф Минобороны России на федеральном уровне в своем составе имеет:
* медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;
* нештатные бригады специализированной медицинской помощи;
* врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических учреждений центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;
* резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и центральных военных клинических госпиталей;
* запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;
* воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в интересах службы.
На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа, вида Вооруженных Сил, флота) служба представлена:
* медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;
* нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных Сил, флотов), медицинских военных учебных заведений;
* резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);
* запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов);
* воздушными (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), морскими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационными средствами, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, используемыми в интересах службы.
На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными силами и средствами медицинской службы; нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасами текущего медицинского имущества медицинских складов; медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).
Органы управления медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские воинские части и учреждения службы в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционируют в общепринятых режимах.
Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь. Основными подразделениями отряда являются: приемно-сортировочное, хирургическое (операционно-реанимационное), госпитальное (на 100 коек), лабораторное отделения; рентгеновский кабинет и 5 медицинских групп (общехирургическая, травматологическая, ожоговая, психоневрологическая, токсико-радиологическая, инфекционных болезней). Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.
На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России па базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующие нештатные формирования.
Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности учреждения до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; более 400 - две и па каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада. В составе бригады 5-7 медицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.
Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиления МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады - 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).
Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 1012 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-б средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы группам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.
В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.
В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, которые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории; на базе 4 окружных госпиталей внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.
Материально-технические возможности отделений медицинской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД России, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь личному составу органов внутренних дел как' непосредственно в пределах территорий субъектов Российской Федерации, так и за их пределами.
В гг. Москва, Санкт-Петербург и административных центрах субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи пораженным предусмотрены мобильные врачебно-сестринские бригады хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, способные оказывать доврачебную и первую врачебную помощь,
Оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях при медицинских отделах МВД России, ГУВД, УВД,
В системе МПС России в решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Для медицинской службы МПС России приоритетной является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте происшествия. Реализация этой важной задачи имеет существенные сложности, которые связаны с многообразием специфических условий и факторов, влияющих на масштабы последствий железнодорожных аварий и катастроф, а также на характер и объем оказываемой медицинской помощи.
На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.
Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностями железнодорожной травмы
Перечень практических навыков
Иммобилизация верхней конечности с помощью косыночной повязки
Иммобилизация верхней конечности с помощью шины Крамера
Иммобилизация нижней конечности с помощью шины Крамера
Наложение давящей повязки на верхнюю конечность
Наложение жгута на верхнюю конечность
Наложение повязки Дезо
Наложение повязки при ранении в голову (шапочка Гиппократа)
Наложение повязки на один глаз
Применение гражданского противогаза
Техника сердечно-легочной реанимации
Наложение жгута при ранении сонной артерии