Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций» учреждения и формирования госсанэпид-службы России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют государственный санитарно-эпидемиологиче­ский надзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружаю­щей среды, за обстановкой на социальноопасных объектах и прилегающих к ним тер­риториях и анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). Положениями о ВСМК и СМК Минздрава России этим формированиям определены задачи по орга­низации и проведению санитарно-гигиенических (профилактических) и противоэпи­демических мероприятий.

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионально­го и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на террито­риях субъектов Российской Федерации,.5 противочумных институтов, противочум­ный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19

санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпи­демических бригад (СПЭБ) па базе противочумных учреждений.

Головные центры госсанэпидслужбы федерального уровня - Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Противочумный центр, Центральный НИИ эпидемиологии, Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены - должны обеспечивать:

• разработку организационно-методических вопросов деятельности лаборато­рий, организаций госсанэпидслужбы в ЧС; контроль готовности центров Гос­санэпиднадзора и подготовку предложений по ее совершенствованию;

• проведение мероприятий в системе госсанэпидслужбы в ЧС, участие в фор­мировании бригад постоянной готовности и групп экспертов, разработке за­мыслов и проведении учений и тренировок; сбор и анализ информации по деятельности центров Госсанэпиднадзора в ЧС; организацию и проведение апробации новых приборов, других лабораторных принадлежностей и мето­дов исследований; эпидемиологическое благополучие населения по особо опасным (карантинным) и природноочаговым инфекциям;

• осуществление функций головного учреждения по противоэпидемическим во­просам в системе госсанэпидслужбы в ЧС; организационно-методическую и практическую помощь органам и учреждениям госсанэпидслужбы по вопро­сам профилактики особо опасных (карантинных) и природноочаговых инфек­ций и санитарной охране территорий; организацию противоэпидемических ме­роприятий в очагах особо опасных и других редко встречающихся инфекций; контроль за готовностью противочумных учреждений и специализированных противоэпидемических бригад постоянной готовности; расследование слож­ных случаев эпидемических вспышек и формирование групп экспертов.

Головные и региональные центры федерального и регионального уровня

решают следующие задачи:

• противочумные институты выполняют функции головных (по индикации) и региональных центров по особо опасным инфекциям; формируют и поддер­живают в состоянии готовности специализированные противоэпидемические бригады и группы экспертов; проводят индикацию и идентификацию бакте­рий и вирусов;

• научно-исследовательские институты гигиенического профиля обеспечивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в оценке опасных для жизнедеятельности населения уровней загрязнения и заражения окружаю­щей среды; осуществляют гигиеническую экспертизу, проведение экспертной оценки и лабораторных исследований продовольственного сырья, продуктов питания и объектов окружающей среды, формирование групп экспертов.

Межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции - научно-практические центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе в гг. Москве и Новосибирске - обеспечивают: оказание практической по­мощи центрам Госсанэпиднадзора при проведении гигиенической экспертизы, фор­мирование групп экспертов, разработку методических указаний по планированию и проведению гигиенических мероприятий в ЧС.

Центры регионального уровня решают следующие задачи:

• научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии обеспе­чивают оказание практической помощи центрам Госсанэпиднадзора в расследовании эпидемических ситуаций, в индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний; подготовку специалистов госсанэпидслужбы для работы в условиях эпидемического очага; формирование групп экспертов;

• научно-исследовательские институты гигиены оказывают практическую по­мощь центрам Госсанэпиднадзора в вопросах профилактики и диагностики поражений АОХВ,

Координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - цен­тры Госсанэпиднадзора в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Хабаров­ском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской об­ластях - осуществляют координацию и организацию взаимодействия центров Госсан­эпиднадзора с соответствующими центрами МЧС России и другими органами управ­ления, формированиями и учреждениями ВСМК.

Центры регионального и территориального уровня (противочумные стан­ции) выполняют функции региональных и территориальных центров по особо опас­ным инфекциям и обеспечивают: формирование и поддержание в состоянии готовно­сти специализированных противоэпидемических бригад для работы в очагах инфек­ционных заболеваний различной этиологии; индикацию и идентификацию возбуди­телей чумы, холеры и других опасных инфекций.

Центры Госсанэпиднадзора натранспорте осуществляют: санитарно-эпиде­миологический надзор за состоянием транспортных средств, водных и воздушных су­дов, береговых объектов и аэропортов; надзор за проведением карантинно-обсервационных мероприятий; экспертизу и лабораторный контроль, а также принимают участие в выявлении источников заражения (загрязнения), его масштабов и причин, формировании бригад (групп),

Центры территориального уровня - центры Госсанэпиднадзора в республи­ках, автономных образованиях, краях, областях и городах (в том числе перечислен­ные центры регионального уровня, расположенные па данной территории) - должны осуществлять;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за гигиенически и эпидемиологически значимыми объектами из «группы риска», за санитар­ным состоянием объектов окружающей природной среды, продовольствен­ного сырья и продуктов питания;

• эпидемиологический контроль за питанием, водоснабжением, бытовыми ус­ловиями пострадавшего (пораженного) населения;

• проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге;

• формирование санитарно-эпидемиологических бригад постоянной готовно­сти, а при необходимости - санэпидотрядов;

• отбор и доставку проб для исследования па возбудителей групп (чума, холера, сибирская язва, геморрагические лихорадки Ласса, Марбурга, Эбола и ряд других контагиозных инфекций), па токсические вещества;

• индикация возбудителей инфекционных заболеваний III-IV групп (столбняк, шигеллезы, дифтерия и ряд других инфекций);

• подготовку специалистов, проведение учений и тренировок;

• определение токсичных веществ, индикацию возбудителей, определение ра­диоактивной загрязненности.

Центры местного уровня - центры Госсанэпиднадзора в районах - должны осуществлять:

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемиологиче­ски значимыми объектами из «группы риска»;

• контроль за питанием, водоснабжением;

• проведение карантинных и обсервационных мероприятий в эпидемическом очаге;

• формирование групп эпидемиологической разведки.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решила:

Руководителям органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2008 году сосредоточить усилия на решении следующих основных задач:

• Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, разработка новых и внесение корректив в действующие региональные программы в этой области с выделением приоритетов в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой.

• Реализация Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунопрофилактики инфекционных болезней, профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С.

• Снижение заболеваемости вирусным гепатитом В – до уровня не более 3,0 на 100 тыс. населения, краснухой – до уровня не более 10 на 100 тыс. населения, коклюшем – до уровня не более 4 на 100 тыс. населения, корью – не более 1 случая на 1 млн. населения, эпидемическим паротитом и дифтерией – до единичных случаев, ликвидация местных случаев малярии, снижение интенсивности эндемичных очагов аскаридоза и описторхоза.

• Совершенствование межведомственного взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции в целях обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

• Совершенствование организации деятельности и технологии осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также ведения социально-гигиенического мониторинга на основе использования современных информационных технологий, новых методов обнаружения загрязнителей и индикации возбудителей инфекционных заболеваний.

• Обеспечение национальной системы биологической и химической безопасности Российской Федерации.

• Внедрение системы управления деятельностью по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств и достижение запланированных индикативных показателей.

• Дальнейшее развитие и совершенствование правовой и нормативно-методической базы осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей.

• Формирование государственного заказа на подготовку специалистов медико-профилактического профиля на период до 2012 года и организация сети базовых учебных центров по обучению студентов и специализации выпускников медико-профилактических факультетов медицинских вузов.

• Повышение эффективности реализации надзорных полномочий в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, дистанционная продажа товаров, туристическое обслуживание, потребительское кредитование и др.).

• Разработка и внедрение критериев комплексной оценки научно-методической деятельности научно-исследовательских учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, включая оценку эффективности внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на федеральном и региональном уровнях.

• Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по соблюдению мер личной и общественной профилактики заболеваний и формированию здорового образа.

Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы Рос­сии предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и проти­воэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и во­енного времени.

Формирования создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противо­чумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России.

Предусматривается создание следующих типов специализированных формиро­ваний: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологиче­ские бригады (СЭБ) - эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиениче­ские (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России.

Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами Госсанэпид­надзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпид­службы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагиро­вания. Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе о i дельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руково­дством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается па главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на место этот срок не должен превышать 2-4 ч, В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 вра­ча по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозимет­риста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), ин­структор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта - всего 21 чел.

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

• эпидемиологическая - начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпи­демиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта -всего 5 чел.;

• радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощ­ник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранс­порта - всего 5 чел.;

• санитарно-гигиеническая (токсикологическая) - начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лабо­рант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта - всего 5 чел.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным ав­тономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведе­ния противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычай­ных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Мин­здрава России и являротся его представителями в зонах деятельности,

Бригады формируются на базе противочумных учреждений, Количество СПЭБ, формирующие их базовые учреждения и организационную штатную структуру опре­деляет Департамент Госсанэпиднадзора,

Комплектование основного и дублирующего состава СПЭБ производится из числа персонала противочумных учреждений с привлечением (при необходимости) по распоряжению Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России специалистов других учреждений госсанэпидслужбы.

Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе кото­рого она формируется.

Оснащение СПЭБ производится согласно «Табелю оснащения специализирован­ной противоэпидемической бригады» за счет средств федерального бюджета. Расход­ные материалы и имущество должны быть рассчитаны па работу СПЭБ в течение двух недель (минимальный срок)- Пополнение СПЭБ табельным имуществом и материалами осуществляется формирующим учреждением за счет целевого финансирова­ния из федерального бюджета.

Основными задачами СПЭБ являются:

• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантин­ных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа;

• участие в организации и проведении комплекса профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;

• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;

• диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей ин­фекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования -12 ч, для ра­боты на месте формирования - 2-4 ч.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учре­ждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.

При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с админи­страцией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.

Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осущест­вляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета,

Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) - начальник (врач), помощник начальника; эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) - начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпиде­миолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) - начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-ла­борантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-ви­русолог, лаборант-вирусолог - всего,40 чел.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специа­лизированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руково­дитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При не­обходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль, В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспер­тиза продовольствия, контроль за качеством воды.

Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 г, и на период до 2002 г. предусматривается создание в столицах республик в составе Российской Федерации, в краевых, област­ных центрах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений межрегиональных специализированных центров: радиологических; микробиологиче­ских; иммунологических; физиологических; эпидемиологического надзора за особо опасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями; сертификацион­ных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека; по сертификации дезинфекционных средств; профилактики и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ЧС.

Служба медицины катастроф Минобороны России на федеральном уровне в своем составе имеет:

* медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;

* нештатные бригады специализированной медицинской помощи;

* врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических учреждений центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;

* резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и цен­тральных военных клинических госпиталей;

* запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;

* воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учрежде­ний центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в ин­тересах службы.

На региональном и территориальном уровнях (на уровне округа, вида Воору­женных Сил, флота) служба представлена:

* медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдель­ными автомобильными санитарными взводами округов;

* нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (ви­дов Вооруженных Сил, флотов), медицинских военных учебных заведений;

* резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

* запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах окру­гов (видов Вооруженных Сил, флотов);

* воздушными (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), мор­скими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационными средства­ми, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воин­ских частей и учреждений, используемыми в интересах службы.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными си­лами и средствами медицинской службы; нештатными бригадами специализирован­ной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группа­ми специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учрежде­ний гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасами текуще­го медицинского имущества медицинских складов; медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воин­ских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).

Органы управления медицинской службой Вооруженных Сил Российской Феде­рации, медицинские воинские части и учреждения службы в зависимости от обста­новки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционируют в общеприня­тых режимах.

Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь. Основны­ми подразделениями отряда являются: приемно-сортировочное, хирургическое (операционно-реанимационное), госпитальное (на 100 коек), лабораторное отделения; рентгеновский кабинет и 5 медицинских групп (общехирургическая, травматологиче­ская, ожоговая, психоневрологическая, токсико-радиологическая, инфекционных бо­лезней). Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России па базе ле­чебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы созда­ются следующие нештатные формирования.

Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности уч­реждения до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; более 400 - две и па каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада. В составе бригады 5-7 ме­дицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиле­ния МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по­раженных, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады - 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по пре­дупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10­12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-б средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гар­низонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специали­стов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы груп­пам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицин­ской помощи.

В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, ко­торые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую сис­тему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории; на базе 4 окружных госпиталей внутренних войск организованы и функционируют отде­ления неотложной медицинской помощи.

Материально-технические возможности отделений медицинской помощи, соз­данных в госпиталях и больницах МВД России, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь личному составу органов внутренних дел как' непосредственно в пределах территорий субъектов Рос­сийской Федерации, так и за их пределами.

В гг. Москва, Санкт-Петербург и административных центрах субъектов Россий­ской Федерации для оказания медицинской помощи пораженным предусмотрены мо­бильные врачебно-сестринские бригады хирургического, терапевтического, педиат­рического профиля, способные оказывать доврачебную и первую врачебную помощь,

Оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях при медицинских отделах МВД России, ГУВД, УВД,

В системе МПС России в решении общеотраслевых задач по вопросам преду­преждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (же­лезнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.

Для медицинской службы МПС России приоритетной является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте происшествия. Реализа­ция этой важной задачи имеет существенные сложности, которые связаны с многооб­разием специфических условий и факторов, влияющих на масштабы последствий же­лезнодорожных аварий и катастроф, а также на характер и объем оказываемой меди­цинской помощи.

На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и ра­бота в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностя­ми железнодорожной травмы

Перечень практических навыков

Иммобилизация верхней конечности с помощью косыночной повязки

Иммобилизация верхней конечности с помощью шины Крамера

Иммобилизация нижней конечности с помощью шины Крамера

Наложение давящей повязки на верхнюю конечность

Наложение жгута на верхнюю конечность

Наложение повязки Дезо

Наложение повязки при ранении в голову (шапочка Гиппократа)

Наложение повязки на один глаз

Применение гражданского противогаза

Техника сердечно-легочной реанимации

Наложение жгута при ранении сонной артерии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: