Управление службой медицины катастроф

Управление Всероссийской службой медицины катастроф – целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по под­держанию готовности службы, подготовке се к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреж­дениями в ходе их выполнения.

Основными принципами управления являются: единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; умение анализировать обстановку, делать правиль­ные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий; оперативность, творчество и вы­сокая организованность в работе; твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов; личная ответственность руководителей службы медицины катаст­роф за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

К управлению ВСМК предъявляется ряд требований, Оно должно быть устой­чивым, непрерывным, оперативным, квалифицированным и эффективным.

Устойчивость и непрерывность управления достигаются: знанием реально сложившейся обстановки; правильным уяснением задач, поставленных старшими на­чальниками; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчи­ненным; наличием постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старши­ми начальниками; обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.

Оперативность управления заключается в знании обстановки и быстром реа­гировании на ее изменения; своевременном уточнении принятого решения и постав­ленных подчиненным задач; умении применять наиболее целесообразные методы ра­боты и выполнять поставленные задачи в установленные сроки. Однако быстродей­ствие как важнейший показатель оперативности не должно быть в ущерб качеству управления. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.

Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руково­дители) органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др. Высказанное положение не должно быть в противоречии с необходимостью централизации управления в ру­ках руководителя. Только он вправе принимать окончательное решение, за которое песет всю полноту ответственности.

Эффективность управления в значительной степени обеспечивается субъек­тивными факторами - личностью и стилем работы соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.

Управление - это информационный процесс, который включает следующие три операции (функции):

• получение (добывание) необходимой информации (информации состояния и командной) об объектах управления и окружающей среде;

• переработку полученной (добытой) информации и принятие па основе этого соответствующих решений;

• постановку задач объектам управления (передачу командной информации) и контроль за выполнением принятых решений (отданных распоряжений),

При выполнении указанных операций образуется замкнутый контур. Его основными элементами являются:

а) орган управления, который получает информацию, перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи объектам управления (подчиненным) и осуществляет контроль;

б) объекты управления;

в) каналы командной связи, обеспечивающие своевременную и точную передачу командной информации объектам управления;

г) каналы обратной связи, по которым идет информация о выполнении поставленных задач и состоянии объектов управления.

Система управления может быть эффективной лишь при условии четкого взаи­мосвязанного функционирования всех указанных элементов. Принципиальный под­ход к совершенствованию системы управления - повышение быстродействия и каче­ства работы одновременно всех элементов,

Содержание управления службой медицины катастроф отражает все многообра­зие и сложность задач, решаемых службой в мирное и военное время, и включает три группы мероприятий:

• мероприятия по поддержанию постоянной готовности службы;

• мероприятия по подготовке медико-санитарного обеспечения в ЧС;

• мероприятия по руководству силами и средствами службы медицины катаст­роф в ходе выполнения поставленных задач.

Мероприятия, объединенные в эти группы, по содержанию специфичны и суще­ственно различаются. Однако, с точки зрения управления, методы их выполнения ос­таются практически аналогичными и включают: непрерывный сбор (добывание), изу­чение, обобщение и анализ данных обстановки; принятие (уточнение) решения и пла­нирование; доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным); организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий; организацию и поддержание взаимодействия; организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи; контроль за выполнением запланированных (намеченных) меро­приятий и оказание помощи объектам управления.

Следует подчеркнуть, что суть управления и любых управленческих решений состоит, во-первых, в определении целей, задач деятельности объектов управления, исполнителей и сроков выполнения поставленных задач (что, кто, когда и, по воз­можности, как должен сделать); во-вторых, в проведении комплекса мероприятий, способствующих успешному и своевременному их выполнению (выделение необхо­димых сил и средств, оказание при необходимости помощи и др.).

Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные пе­риоды ее деятельности является ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсис­темой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины ка­тастроф Минздрава, Минобороны России, силы и средства других министерств и ве­домств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностя­ми в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эф­фективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управ­ления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.

Взаимодействие ВСМК представляет собой систему согласованных и
взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему мероприятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС;планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:

• единство государственной политики в области предупреждения и ликвида­ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

• приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ли­квидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, эпидемиями;

• единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитар­ной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спаса­тельных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.

Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее орга­ны управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, терри­ториальном, местном и объектовом уровнях. Цели и принципы взаимодействия меж­ду ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.

В организации взаимодействия органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК участвуют:

от Минздрава России:

на федеральном уровне - Минздрав России, ВЦМК «Защита», Департамент Госсанэпиднадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

на региональном уровне - представители Минздрава России в Федеральном округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);

на территориальном уровне -руководители органов управления здраво­охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры ме­дицины катастроф;

на местном (объектовом) уровне - руководители органов здравоохранения, органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов (где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;

от Минобороны России:

на федеральном уровне -Главное военное медицинское управление Мин­обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;

на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных округов (флотов);

на территориальном уровне -медицинские службы (орган управления) во­енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских служб гарнизонов;

на местном уровне -начальники медицинских служб гарнизонов;

от МВД России:

на федеральном уровне -Медицинское управление МВД России;

на региональном уровне -управления медицинской службы округов МВД России;

на территориальном уровне -управления медицинской службы по месту их дислокации;

в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне - ме­дицинские службы управлений (отделов) МВД России;

от МПС России:

на федеральном уровне -Департамент здравоохранения МПС России;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­ответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде­ний здравоохранения МПС России;

от Российской Академии медицинских наук:

• на федеральном, территориальном и местном уровнях -ее соответствую­щие органы управления и учреждения (организации);'

от Российского Общества Красного Креста

на федеральном уровне -Центральный комитет Красного Креста;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­ответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой,

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется и осуществляется па каждом уровне в соответствии с Планом медико-сани­тарного обеспечения населения в ЧС.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России.

Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены па решение сле­дующих задач:

• организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса ме­роприятий по недопущению или снижению тяжести медико-санитарных по­следствий возможных ЧС;

• своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС;

• оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-са­нитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло­гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

• поддержание высокой готовности органов управления, формирований и уч­реждений ВСМК;

• обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

• своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф­фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по обеспечению медицинским имуществом;

• создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;

• решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;

• сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделе­ний, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик­видации последствий ЧС.

Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:

• разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины под­готовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про­ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий в ЧС;

• четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов управления, формирований и учреждений и организация их решения па дан­ном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;

• совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов;

• подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуацион­ных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпид­службы для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;

• обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемио­логической обстановке;

• организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне ЧС;

• доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности пла­нов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

• взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимо­действующих сторон;

• совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич­ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

• участие в подготовке населения по оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин­ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова­ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;

• обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупре­ждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомствен­ными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне - руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне - руководителем учреждения здраво­охранения.

Предложения по организации взаимодействия, как правило, включаются в рас­поряжения о планировании медико-санитарного обеспечения населения, разработке плана работы (действий) формирования (учреждения) при возникновении ЧС. Они должны содержать: краткие выводы по оценке обстановки, отражающие условия ме­дико-санитарного обеспечения в вероятных ЧС (содержание, объем и организацию мероприятий, которые предстоит выполнить, потребность в силах и средствах); пере­чень органов управления, формирований и учреждений, с которыми следует органи­зовать взаимодействие; задачи каждого из участников взаимодействия (содержание и объем мероприятий, возлагаемых на них, сроки и принципиальные рекомендации по их выполнению); организацию контроля,

Основные положения по организации взаимодействия органов управления, фор­мирований и учреждений ВСМК, участвующих в предупреждении и ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС, отражаются в соответствующих разделах плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемого на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. При необходимо­сти разрабатываются отдельные планы взаимодействия.

В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана (таблицы), касающиеся участников взаимодейст­вия и обеспечивающие успешное выполнение возлагаемых на них задач, в письмен­ном виде доводятся до всех участников взаимодействия.

Организация управления ВСМК при ликвидации ЧС зависит главным образом от масштабов и характера ЧС, действующей организации медико-санитарного обес­печения и общей системы управления при ликвидации ЧС.

В зависимости от обстановки, сложившейся в ЧС, следует рассматривать два ти­повых варианта в управлении ВСМК при ликвидации медико-санитарных последст­вий. В первом из них, который имеет место в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями и относительно благоприятными условиями медико-санитар­ного обеспечения, управление силами и средствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, обеспечивается системой управления, действующей в режиме по­стоянной готовности. Ее основные характеристики были рассмотрены в предыдущих разделах. При возникновении крупномасштабных ЧС обычно складывается обста­новка, требующая значительного совершенствования существующей системы управ­ления ВСМК или создания специальной системы, обеспечивающей решение новых задач. Это обусловлено рядом факторов, характерных для данной обстановки:

• привлечение для медико-санитарного обеспечения значительного числа фор­мирований, часто имеющих различную ведомственную принадлежность и прибывающих в зону (район) ЧС в различные сроки;

• как правило, значительные размеры зоны (района) ЧС;

• неясность обстановки в зоне (районе) ЧС, получение ориентировочных фак­тических данных о последствиях ЧС лишь после ее возникновения, возмож­ность существенных изменений в оценке обстановки в ходе аварийно-спаса­тельных работ;

• срочность принятия и выполнения большинства решений по организации ме­дико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС и возмож­ность принятия многих решений только непосредственно в зоне (районе) ЧС;

• организация аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвида­ции ЧС в отдельных, часто изолированных секторах (участках);

• организация лечебно-эвакуационного обеспечения по нескольким изолиро­ванным направлениям.

В связи с изложенным выше организация управления ВСМК по второму вариан­ту предусматривает необходимость тесного взаимодействия с органами управления, силами и средствами РСЧС, участвующими в ликвидации ЧС. При этом особое вни­мание следует обращать на постоянный контакт с руководством (руководителями) работ по ликвидации ЧС. Для сбора данных об обстановке в зоне (районе) ЧС и организации управления силами и средствами ВСМК следует возможно раньше после возникновения ЧС создать систему вспомогательных пунктов управления (центров, оперативных и подвижных групп управления и т.д.). На пунктах управления ВСМК должны быть представители всех ведомств, силы и средства которых принимают участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В целом система управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС должна включать:

• штабы ВСМК, имеющие постоянную тесную связь с соответствующими пунктами управления (штабами) РСЧС соответствующего уровня;

• оперативные группы штабов службы при пунктах управления РСЧС, которые руководят работой по ликвидации ЧС местного масштаба; они должны рабо­тать совместно с органами управления здравоохранения местного уровня;

• оперативные группы при пунктах управления частей и подразделений (фор­мирований) РСЧС, которые руководят работами на объектах (участках) ава­рийно-спасательных работ;

• пункты управления формирований и учреждений ВСМК, участвующих в ли­квидации последствий ЧС;

• средства связи и автоматизации с заблаговременно разработанными програм­мами и комплектами формализованных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: