Структура и задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы

Содержание

Тула 2012 г.

ГИГИЕНА

Направление подготовки: 060000 - Здравоохранение

Профиль подготовки (cпециализация): 060101 – Лечебное дело

Форма обучения: очная


Рассмотрено на заседании кафедры

протокол №___ от "___"____________ 20___ г.

Зав. кафедрой________________ проф., д.б.н. Т.В.Честнова


№№ п/п Название лекции Стр.
1. Предмет и методы гигиены. Связь с другими науками. История развития гигиены. Санитарно – эпидемиологическая служба Российской Федерации, ее структура, виды деятельности, задачи. Проблемы гигиены в условиях научно-технического прогресса.  
2. Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов. Задачи гигиенической науки и практики здравоохранения в управлении системой «человек — окружающая среда». Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Гигиена воздушной среды.  
3. Вода и здоровье населения. Гигиенические основы водоснабжения населенных мест. Источники антропогенного загрязнения водоемов. Методы улучшения качества питьевой воды. Особенности обеззараживания питьевой воды при централизованном, децентрализованном водоснабжении.  
4. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Основы рационального питания. Физиологические нормы питания. Значение отдельных компонентов пищи в питании человека, их нормы и источники поступления в организм.  
5. Заболевания, связанные с нерациональным питанием человека, их профилактика. Особенности питания детей и лиц пожилого возраста.  
6. Пищевые отравления микробной природы. Роль различных продуктов питания в их возникновении. Клиника. Профилактика.  
7. Основные задачи больничной гигиены. Гигиенические требования к размещению ЛПУ и планировке участка: системы строительства больниц, зонирование участка.  
8. Особенности архитектурно-планировочных решений в различных типах стационаров (отделений).  
9. Гигиенические аспекты профилактики ВБИ: планировочные, санитарно – технические и дезинфекционные мероприятия.  
10. Воздействие факторов производства на здоровье работающих. Гигиена умственного и физического труда. Профилактика переутомления.  
11. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления их профилактики. Гигиеническое регламентирование факторов производственной среды.  
12. Гигиеническое нормирование микроклиматических условий на производстве. Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в условиях производства. Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Профилактика неблагоприятного воздействия микроклиматических условий, шума и вибрации на производстве.  
13. Производственная пыль и промышленные яды как фактор вредности. Основные производства. Специфические и неспецифические профессиональные пылевые болезни и отравления, меры их профилактики.  
14. Гигиена труда медицинских работников. Гигиена труда хирургов и анестезиологов. Характеристика условий труда. Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда. Порядок установления связи заболевания с профессией.  
15. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Адаптация детей к началу обучения в школе. Требования к режиму образовательного процесса.  
  Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические проблемы обучения школьников работе на компьютере, меры профилактики.  
17. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков.  
18. Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Гигиеническое воспитание. Задача врача в подготовке и проведении летней оздоровительной работы.  
  Библиографический список  

Лекция № 1. Предмет и методы гигиены. Связь с другими науками. История развития гигиены. Санитарно – эпидемиологическая служба Российской Федерации, ее структура, виды деятельности, задачи. Проблемы гигиены в условиях научно-технического прогресса.

Предмет и методы гигиены. Гигиена (от греч. hygieinos – здоровый) – часть профилактической медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья. Происхождение термина «гигиена» связывают также с именем дочери бога медицины Асклепия (Эскулапа), богини здоровья Гигиеи. Из определения следует, что предметом изучения гигиены являются факторы окружающей среды с одной стороны, и разработка средств и способов, улучшающих качество жизни человека, с другой.

Связь с другими науками. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas – здоровье) – термин, употреблявшийся в медицине до 60-х годов для обозначения отрасли здравоохранения, содержание которой охватывает разработку и проведение практических санитарно – гигиенических и профилактических мероприятий. В современном понимании научной разработкой названных выше проблем занимается гигиена, а организацией и проведением санитарно – гигиенических мероприятий – санитарно – эпидемиологическая служба.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно связана с биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами, экологией.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- медицинская биология, генетика и паразитология: основы учения об экологии, генетике и паразитологии;

- медицинская и биологическая физика, медицинская аппаратура, высшая математика, информатика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвуке, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;

- общая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- биологическая химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков, процессы биоаккумуляции и биотранформации, представления о биохимических маркерах эффекта и экспозиции;

- анатомия человека: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;

- нормальная физиология: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология.

- микробиология с вирусологией и иммунологией: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации;

- фармакология: фармакодинамика и фармакокинетика, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты;

- патологическая анатомия: структурные основы болезней и патологических процессов, характер морфологических изменений органов и тканей при действии факторов окружающей среды;

- патологическая физиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерностинарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.

История развития гигиены. Гигиена как область медицины имеет свою историю. Она возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины, уже тогда было известно, что лечение не предотвращает распространения массовых заболеваний и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать возникновение болезни. В Древней Индии до нашей эры были распространены многие гигиенические правила, в Китае были известны правила диетического питания, значение водных процедур, солнечного облучения, лечебной гимнастики. В Древнем Египте задолго до нашей эры проводились работы по осушению почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществлялись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460 – 370 г. до н.э.) сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Им написаны трактаты: «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды и почвы для жизни человека.

Прогрессивные взгляды Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины не только в Греции, но и в Риме. В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, сооружались поля орошения, были предприняты попытки организации санитарного надзора за жилищным строительством, продажей пищевых продуктов.

Период Средневековья (6 – 14 в.в.н.э.) характеризовался глубоким и длительным застоем во всех областях, в том числе и в медицине. В науке того времени господствовали идеалистические и мистические представления. Общественная санитария играла ничтожно малую роль из-за неправильных представлений о причинах болезней. Этот период вошел в историю как эпоха эпидемий чумы, тифа, холеры, проказы, сифилиса и т.д.

В эпоху Возрождения (15 – 16 в.в. н.э.) внимание ученых вновь было обращено к отдельным вопросам профессиональной гигиены. Это было связано с развитием естествознания, а также кустарного производства и мануфактур.

В конце 17 – начале 18 века появляется научный труд итальянского врача Б.Рамаццини (1633 – 1714) «О болезнях ремесленников. Рассуждение». В нем впервые представляется материал о влиянии различных факторов производственной среды на организм ремесленников 70-ти профессий и, в частности, раскрывается влияние различных видов производственной пыли на развитие заболеваний легких.

В период развития капитализма происходит расширение экономических связей между странами, что влечет за собой возникновение эпидемий оспы, чумы, холеры. В связи с этим, в гигиене в этот период господствует эпидемиологическое направление. Внедрение машинного производства в 18 – начале 19 века привело к резкой интенсификации труда, высокому травматизму и массовым профессиональным болезням. Выбросы промпредприятий загрязняли воздух, водоемы, почву. При этом развитие физики, химии и других наук создало возможность исследований окружающей среды. Научную основу профилактической медицины обеспечили в то время работы Л.Пастера, Р.Коха, М.Петтенкофера, М.Рубнера и многих других ученых.

Развитие гигиены в России. Возникновение санитарной культуры в Древней Руси можно отнести к 11 – 13 в., когда древние славяне пытались защититься от чумы и оспы. Среди защитных мер предпринималось сжигание одежды больных, окуривание помещений полынью. Народам Древней Руси были известны правила строительства и благоустройства городов. В Новгороде водопровод и канализация были сооружены уже в 11веке, некоторые улицы и площади были замощены. Для снабжения городов во время осады на Руси умели устраивать шахтные колодцы, тайники. В Москве водопровод построен в 1633 году, сточные воды удалялись через канавы, создавалась служба ассенизации.

Особое место в развитии санитарной культуры занимает Петровская эпоха. В 1716 году создается медицинская канцелярия, издается ряд указов по охране здоровья населения, вводится запись в церкви родившихся и умерших. Петр I сам руководил проведением многих санитарных мероприятий, написал наставление о предохранении войск от болезней во время похода в Персию.

Особую роль в развитии гигиены сыграл М.В.Ломоносов. В труде «Первые основы металлургии или рудных дел» он не только осветил вопросы организации труда и отдыха рудокопов, их рациональной одежды, удаления подземных вод, но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

Значительный вклад в развитие отдельных отраслей гигиенической науки в разные годы внесли такие ученые как: М.Я.Мудров, Г.А.Захарьин, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Ф.Г.Кротков, А.Н.Марзеев и другие.

М.Я.Мудров разработал систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. В 1808 году М.Я.Мудров впервые стал читать в университете курс лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих». М.Я.Мудров предлагал внести военную гигиену в курс преподавания в университетах.

Основоположники отечественной клинической медицины (Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов и др.) были сторонниками профилактической медицины и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Известный представитель русской школы клиницистов Г.А.Захарьин (1829 – 1897г.г.) говорил: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены».

Во второй половине 19 века отечественная гигиена стала развиваться как экспериментальная наука. Алексей Петрович Доброславин организовал гигиеническую лабораторию и возглавлял экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов – экспериментаторов; в дальнейшем он организовал специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

Основоположником общественного направления в гигиене явился Ф.Ф.Эрисман. В 60-е годы 19 столетия он, изучив зрение более 4000 учеников средних школ, обобщил причины школьной близорукости. Он разработал модель парты, которая была введена в школах. Им написаны труды «Общественная гигиена» и «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда». Ф.Ф.Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета. В своей первой лекции он назвал гигиену наукой об общественном здоровье.

Среди гигиенистов послереволюционного периода необходимо отметить ученика Ф.Ф.Эрисмана – Г.В.Хлопина, занимавшегося вопросами гигиены водоснабжения, гигиены труда и санитарно-химической защиты.

С именем А.Н.Сысина связано создание санитарного законодательства и санитарных органов. Кроме того, под его непосредственным руководством изучались вопросы гигиены атмосферного воздуха, водоснабжения, планировки и благоустройства городов, больничной гигиены, акклиматизации, дезинфекции и дератизации.

К числу виднейших советских гигиенистов принадлежит и Александр Никитич Марзеев. После 1917 года он возглавил украинскую санитарную организацию. При его непосредственном участии в 1936 году издается первое 2-х томное руководство «Основы коммунальной гигиены», а в 1951 году – учебник «Коммунальная гигиена».

Одновременно в этот период развивается гигиена питания. Еще в 1919 году в Институте физиологии питания И.Н.Шатерников начал исследования по научному обоснованию пищевых рационов, впервые предложил нормы питания, проводил исследования по стандартизации качества и состава пищевых продуктов.

Вопросами школьной гигиены в 1926 году начал заниматься А.В.Мольков в I ММИ им. И.М.Сеченова. Им были разработаны стандарты физического развития детей и подростков, режим дня школьника, обоснование санитарных норм строительства детских учреждений.

Большое значение в развитии радиационной гигиены как науки и предмета преподавания имели труды Ф.Г.Кроткова. Им были разработаны гигиенические нормы и правила использования радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область науки и практики: коммунальную гигиену, гигиену труда, гигиену детей и подростков, гигиену питания, радиационную гигиену и др.

В гигиене применяются методы исследования, разработанные различными медицинскими и естественными науками:

- физические;

- физиологические;

- химические;

- бактериологические;

Специфическими методами, применяемыми в гигиенической науке, являются эпидемиологические, санитарно – статистические, клинические, гигиенический эксперимент, санитарное обследование и описание.

Эпидемиологический метод – совокупность методик, изучающих изменения здоровья населения под влиянием различных социальных и природных факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или населения города, района, области путем анализа определенных медицинских учетных и отчетных документов, проведения медицинских обследований населения с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения.

Санитарно – статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных учетно-отчетной документации, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. Статистические исследования включают 4 этапа: составление программы и плана исследования, сбор материала, разработку данных, анализ материала, составление выводов и предложений. Санитарная статистика использует методы математического анализа.

Клинические методы исследования включают в себя биохимические, иммунологические и другие тесты. Они широко используются не только для определения выраженных клинических нарушений, но и для выявления преморбидных состояний у практически здоровых людей.

Методы гигиенического эксперимента позволяют изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных в натурных или лабораторных условиях, позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека.

Методы санитарного обследования и описания долгое время были почти единственным способом изучения влияния условий жизни на здоровье населения. Однако самое тщательное санитарное обследование не может дать количественную характеристику, а также выявить физические, химические, биологические свойства среды. Поэтому метод санитарного описания должен быть дополнен точными физическими, химическими и другими методами исследования. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения.

Гигиена – профилактическая дисциплина, при этом она занимается первичной профилактикой. Основа первичной профилактики – устранение причин и факторов, приводящих к возникновению нарушения здоровья, путем оздоровления природной, производственной, бытовой среды; формирование здорового образа жизни, направленного на укрепление здоровья.

Структура санитарно-эпидемиологической службы соответствует структуре управления здравоохраненияи строится по административно – территориальному принципу. В России санитарно-эпидемиологическая служба представлена сетью Управлений Роспотребнадзора и Центров гигиены и эпидемиологии территорий. Возглавляет службу главный государственный санитарный врач России Г.Г.Онищенко.

Основными задачами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются:

· осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора;

· изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

· динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

· выявление причин и условий возникновения инфекционных. массовых инфекционных заболеваний и отравлений;

· координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

· координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

· учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение. Выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье.

Основными задачами современной гигиены являются:

- разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства;

- обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

- охрана здоровья детей и подростков;

- участие в разработке основ рационального питания;

- санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: