Консультирование как направление практической психологии: определение, цели, задачи, отличие от психотерапии.
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствованию личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).
В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.
Цели (в разных школах):
1) Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.
2) Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.
3) Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).
4) Развивать навыки общения в межличностных отношениях.
|
|
5) Облегчить реализацию повышения потенциала личности.
Отличие от психотерапии:
1) В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.
2) Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.
3) По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).
4) По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.
5) Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.
6) Тип клиентов. Консультирование – обычные люди (норма). Психотерапия – узкий круг людей, имеющих отклонения.
Консультирование часто связано с профилактикой. Причина – в обоих случаях ведется консультативная беседа
Принципы психологического консультирования.
Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).
1) Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).
2) Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.
3) Не манипулятивный подход.
|
|
4) Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.
5) Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.
6) Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.
7) Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.
8) Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям