Стадии консультативной беседы, их цели, задачи. Основные направления работы консультанта с клиентом на этих стадиях

III. Осознание желаемого результата.

На этой стадии начинается воздействие на клиента. Психолог выявляет, чего хочет клиент, какой будет его жизнь, когда проблема будет решена. Вся информация, которую представляет консультант, направлена на то, чтобы клиент осознал свою проблему.

К консультанту приходит женщина с проблемой, что сын студент хочет бросить университет. Мама не понимает, что сын взрослый человек и способен сам принимать решения. Так же хочет наладить отношения.

Информацию нужно предоставлять та, чтобы клиент сам увидел возможность реализации. В идеале клиент переживает инсайд и говорит «я все понял».

Как подвести клиента. Методы воздействия будут зависеть от:

· Позиции психолога

· Принадлежности к школе

Приемы воздействия:

· Ссылка на авторитет

· Апелляция к литературным источникам.

· Опора на примеры из жизни.

· Обращение к научным источникам.

Клиент может оказать сопротивление и не реагировать на мягкие формы воздействия, то консультант продолжает с ним работать. «Мне кажется (я убежден), что вам трудно принять (вам не хочется соглашаться)», «Попробуем иначе посмотреть на ситуацию», «Почему вы не согласны?».

Психолог должен помнить, что консультативная беседа идет на фоне негативной информации о человеке и позитивную информацию создать сложно.

Выход из ситуации: психолог совместно с клиентом анализирует и проговаривает позитивные варианты поведения. На этой стадии допустима психодиагностика. Для того чтобы показать клиенту особенности его личности.

Таким образом, завершая эту стадию, психолог останавливается на каком-то одном варианте поведения, который дальше отрабатывает. Часто этой стадии посвящена целая консультация.

IV. Выработка альтернативных решений.

Идет обсуждение разных вариантов решения данной проблемы. Выбор условий для ее решения и принятия. Для этого существуют определенные приемы и стратегии, чтобы избежать ошибок:

1) Психолог должен помнить, что консультативная задача должна быть направлена на разрешение проблемы клиента, а не на ее устранение (возможно изменение качества проблемы).

2) При формулировки задачи необходимо ориентировать на причины психических проблем, а не на их следствия (применяются техники «переживание проблемы»).

3) Необходимо ставить только те задачи, которые могут быть решены. Нельзя менять природу человека.

Смысл стадии – подвести клиента к принятию оптимального решения, для этого необходимо тщательное обсуждение каждого шага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: