Да — нет

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и бу­дет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На сте­не?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узна­ла, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на по­толке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продол­жает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умоза­ключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на по­лу. А где находится стул, стол?» — «На полу». «Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квад­ратный?»— «Да». «В рамочке?» — «Да». «На нем нари­сованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный ва­риант. Воспитатель загадывает предмет, который нахо­дится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быст­ро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуман­ный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что пред­мет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он на­зывает уже только те объекты, которые могут там быть.

II. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ,

СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ АЛОГИЗМЫ, ДЕЛАТЬ

ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу. В беседе он напоми­нает о том, что предметы, окружающие людей, очень раз­нообразны, в них есть и различия, и сходства. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отли­чаются друг от друга и чем похожи, — обращается он к детям. — Посмотрите на стол и стул и сравните их».

Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:

— На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.

— Стол больше стула, — продолжают они.

— У стола нет спинки, а у стула есть.

— У стола высокие ножки, ау стула — ниже.

— У стола есть крышка, а у стула сиденье.

«Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» — спрашивает воспитатель.— «Чем они не по­хожи».— «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они отличаются друг от друга. А чем они похо­жи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу детям решить труднее, и поэтому воспитатель может по­мочь им дополнительными вопросами: «Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.

Дети отвечают:

- У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые.

- И стол и стул сделаны из дерева.

- У них острые углы.

— У стола и стула по четыре ножки.

— И стол и стул — это мебель.

Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи друг на друга стол и стул. Значит эти предметы чем-то похожи и чем-то отли­чаются один от другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах, назову, чем они отличаются друг от друга и чем они по­хожи, а вы постарайтесь узнать их по моему описанию». И воспитатель дает, например, описание двух домашних животных—коровы и лошади. Затем он предлагает детям рассказать о двух предметах, назвать, чем они отли­чаются и чем похожи. Остальные дети будут отгадывать.

Это задание трудное, оно не сразу выполняется детьми правильно, и воспитателю приходится уточнять опи­сания детей, помогать им. Например, ребенок загадыва­ет: «Одно дерево колючее, а другое — не колючее». Вос­питатель уточняет: «У колючего дерева маленькие игол­ки, у второго дерева кора гладкая, белого цвета». После уточнения дети могут отгадать, что это ель и береза.

Когда дети усвоят, как находить признаки сходства и различия предметов, воспитатель предлагает им игру «Похож — не похож».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: